Рабочая программа элективного курса ФГ_Речь и культура общения 9 класс_merged

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00A047186E844012BE0D72D2E2E1FDA2E6
Владелец: Терентьева Надежда Сергеевна
Действителен: с 26.08.2024 до 19.11.2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Речь и культура общения» предназначена для 9 классов. Рабочая программа разработана на основе
образовательной программы по предмету «Речь и культура общения», разработанной коллективом авторов - Долининой Т.А., Архаровой
Д.И., Дзюба Е.В. /ИРО г.Екатеринбург/.
Правовая основа разработки рабочей программы
Федерального уровня

Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят
Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;

Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №
189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
Регионального уровня:

Закона Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

Постановления Правительства Свердловской области от 05.09.2008 г. № 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников
общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования»;

Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в
образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений
Общая характеристика курса
Данная программа дает свое концептуальное понимание этой науки, выстраивает в рамках неориторики как прикладной науки о
коммуникативных, риторических и речевых ЗУН, обеспечивающих необходимый уровень речевой культуры и культуры общения.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Повышение уровня названных параметров общей культуры личности происходит в процессе риторической деятельности, которая
разворачивается как единство ее логических, психолого-педагогических и речевых составляющих. Продуктом этой деятельности в
различных ситуациях общения является адресный авторский текст, адекватно реализующий целевую установку автора.
Программа предлагает комплексное решение проблем речевой и коммуникативной компетенции в процессе обучения практической
риторике. Общение и речетворчество, равно необходимые для развития, становления личности и ее культуры, интегрируются:
речетворчество в рамках риторической деятельности становится коммуникативно и личностно обусловленным, ситуативно адекватным,
речетворчество (создание текстом) становится на учебных занятиях предметом общения Другими словами, создание ситуативно адекватного
текста происходит по законам риторики: кто (говорит) — кому — зачем — почему — когда — где— что — как (ср с традиционным
подходом в курсе развития речи: что и как говорить).
Цель обучения по предлагаемой программе — способствовать развитию личности ребенка в процессе коммуникативно направленного
речетворчества, а именно через создание ситуативно адекватного текста в рамках риторической деятельности.
 Способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся;
 Формировать нравственные ценности личности;
 Формировать уважительное отношение к своему и чужому слову (речи, тексту) как средству самовыражения и самореализации в
личностном и социальных аспектах;
 Формировать способность воспринимать чужую мысль, создавать свой текст, в котором собственная мысль получает ситуативно
необходимое композиционное и речевое оформление;
 Способствовать формированию умений предметно-практической (нехудожественной) речи, необходимых в различных ситуациях
общения.
Задачи учебного предмета «Речь и культура общения» на второй ступени обучения:
 продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;
 выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресно ориентированного ситуативно уместного текста в
соответствии с риторическим каноном (изобретение содержания, расположение и оформление материала, исполнение текста), эту
работу сосредоточить на повествовательных и описательно-повествовательных текстах;
 работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением;
 осваивать основные способы выражения мысли – смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий по созданию
и восприятию ситуативно уместного повествовательного текста;
 осваивать основные способы расположения и оформления повествовательного текста с точки зрения автора и его адресата;
 учиться риторически грамотному исполнению повествовательного текста;
2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

осваивать анализ риторических параметров повествовательного и описательно-повествовательного чужого текста, опираться на этот
анализ при написании изложения по этому тексту
Для реализации поставленной цели и задач особое внимание педагог должен обратить на нравственные аспекты общения: уважение к
авторскому замыслу, уважение автора текста к возможному неприятию его мысли, отсутствие эмоционального негатива в общении, работа с
мыслью собеседника, создание «ситуации успеха», признание права на ошибку в процессе творческой риторической деятельности по
созданию и предъявлению текст.
Курс предполагает изучение обучающимися материала в двух формах: очной и дистанционной. При дистанционном обучении


используются специализированные ресурсы, интернет-обучающие платформы: ЯКЛАСС, УЧИ.РУ, РЭШ – в соответствии с целями и
задачами реализуемой образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся.
Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса) в 9 классе
Требования к уровню достижений обучающихся 9 классов в соответствии с ФГОС
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);

3

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

3) коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека
и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике

5

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Примерное тематическое планирование уроков в 9 классе /17 часов/
Часы

Тема

Элементы содержания

1

Повторение

Повторение изученного материала в 5-8 кл.
Типы речи.

1

Риторические средства воплощения авторского
замысла в описательных, повествовательных и
повествовательно - описательных текстах.
Риторические характеристики текста рассуждения и текстов, включающих различные
типы речи.

Учет требований сферы общения, интересов адресата.

1

Анализ текста. Риторические и стилистические
аспекты

Комплексный анализ текста на этапе изобретения содержания текста.
выразительности текста: риторические фигуры, тропы. Стилистические
средства выразительности на синтаксическом и лексико-семантическом уровне.

1

Интерпретация авторского текста на основе его
комплексного анализа и создание собственного
аналитического текста

Жанровые требования к рецензии. Злободневность, т.е. привлекательность для
читателя рецензии. Два вида рецензии: отзыв и развернутая аналитическая
оценка.

1

Рецензия на прочитанный текст.
Изобретение рецензии

Определение своих намерений, работа с его логической схемой, выбор
композиции и средств оформления. Тема-понятие, тема-суждение, темавопрос.

1

Зависимость использования средств выразительности от типа речи и сферы
общения

6

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

1

Восприятие устной речи
Роль слушания в процессе общения.

1

Логические основы восприятия устной речи.
Беседа как тип диалога.
Составление диалога
Жанр непринужденной беседы.

1

Результат анализа авторского замысла художественного произведения как
основная мысль сочинения. Оформление сочинения, характерное для научнопопулярного подстиля и публицистического стиля. Анализ речевых ошибок.
Особенности восприятия речи. Роль слушания в процессе общения.
Помощь говорящего слушающему в понимании основной мысли текста. Общая
логика изложения информации. Конспект лекции.
Коммуникативно успешное общение. Беседа как тип диалога.
Взаимопонимание как условие эффективной беседы. Невербальные средства
общения.
Тактичность как внутренняя целеустановка участников светской беседы

1

Жанр светской беседы.
Участие в беседе

1

Беседа в деловой сфере общения

Правила ведения такой беседы. Приемы воздействия на собеседника.

1

Виды споров. Речевое поведение участников
спора.
Участие в споре

1

1

Подбор аргументов "за" и "против" к одному
тезису.
Доказательство тезисов
Опровержение аргументов оппонента.

Правила речевого поведения участников спора. Искусство задавать вопросы и
отвечать на них. Уточняющие и восполняющие вопросы. Корректные и
некорректные вопросы. Правильные и неправильные (не связанные
тематически с вопросом) ответы.
Искусство спора. 4 способа опровержения в споре. Прямое и косвенное
доказательство.

1

Обобщение изученного материала.

2

Резерв

Правила доказательства и опровержения и логические ошибки при их
нарушении, способы опровержения
Систематизация полученных знаний

7

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».