ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00A047186E844012BE0D72D2E2E1FDA2E6 Владелец: Терентьева Надежда Сергеевна Действителен: с 26.08.2024 до 19.11.2025 Пояснительная записка Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» разработан на основе программы курса для 8-9 классов под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. - М., Просвещение 2019 г. Элективный курс предназначен для учащихся 8-х классов и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся. Курс «Актуальные вопросы обществознания» в 8 классе не является альтернативой существующим федеральным программам по «Обществознанию», а представляет собой модульный курс для углубленного изучения экономических и правовых вопросов, вопросов политологии и социальных отношений. Помимо знаний в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса выстроено с учетом принципов системности, научности и доступности, единства и преемственности содержания, перспективности между различными разделами курса, возрастных и психологических особенностей школьников. Курс предполагает изучение учебного материала в двух формах: очной и дистанционной. При дистанционном обучении используются специализированные ресурсы, интернет-обучающие платформы: ЯКласс, Учи.ру, РЭШ – в соответствии с целями и задачами реализуемой образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся. Цель курса «Актуальные вопросы обществознания» заключается в подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни. Курс включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений. Задачами курса являются: 1. формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах; 2. актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания; 3. выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития; 4. повышение общего уровня культуры; 5. формирование умения анализировать позицию автора текста. Данная программа учитывает тот факт, что учащиеся к началу обучения в 8 классе овладевают знаниями, навыками и умениями о праве, экономике и экологии, о гражданстве и гражданских правах, правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, в общественном месте, правилах взаимоотношений между людьми, об уважении к старшим, о составе семьи, родословной, взаимоотношениях с природой, об образцах позитивного поведения. Место предмета в учебном плане. Данный курс в учебном плане школы формируется участниками образовательных отношений. Срок реализации курса - 1 год. 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Элективный курс носит характер предпрофильной подготовки обучающихся. Учебно-методическое обеспечение курса: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. - М., Просвещение, 2019 г. 2. Баранов П.А. Обществознание. 9 класс. М.: АСТ: Астрель, 2019 3. КИМЫ. Обществознание 8 класс. " Автор-составитель А.В. Поздеев. - Москва, «Вако».2020 4. КИМЫ. Обществознание 9 класс. " Автор-составитель А.В. Поздеев. - Москва, «Вако».2020 Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, просмотр и комментирование учебных роликов (видео уроков). Практические работы в рамках курса включают следующие формы: работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; анализ явлений и событий, происходящих в современном мире; решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности. Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля, видеоуроки. Прогнозируемый (ожидаемый) результат: по окончании курса обучения учащиеся должны: знать - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность общества как формы совместной деятельности людей; - характерные признаки основных сфер жизни общества; - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия; - характерные черты социального объекта, элементы его описания; уметь: - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса; - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка; - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса; - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка; - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. -работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет; -овладение навыками компьютерных технологий; -решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии. Требования к уровню подготовки выпускников. Знать и понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений, закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы, тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов, основные социальные институты и процессы, необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования, особенности социально-гуманитарного познания Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации, решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности, ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции предвидения возможных последствий определенных социальных действий, ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Содержание курса 8 класс. Количество часов – 34 Раздел, тема Теория Практика Введение Введение. Обществознание как знание и как наука. Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу Общество и человек Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Личность. Деятельность и потребности. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям). Практический тренинг по содержательной линии «Общество» 1 часть. Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 2. Составить план текста. Промежуточный контроль. 4 ИКТ КСО Практическая работа по содержательной линии «Человек» 2 ИКТ КСО Человек, личность Кол-во часов 1 Технологии ИКТ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Пути достижения взаимопонимания. Деятельность человека, ее основные виды Познание человеком мира и самого себя, Потребности и способности человека Социальные отношения Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Экономическая Экономика, ее роль в жизни общества. сфера жизни Потребности. общества Ограниченность ресурсов, Факторы производства Экономические системы, Собственность, ее формы. Потребитель, Производство Производитель Предпринимательская деятельность Издержки производства Обмен Типы рынков Рыночная экономика Роль государства в экономике. Государственный бюджет Налоги. Деньги, денежная политика Бюджет семьи. Экономический рост. Безработица. Право в жизни Социальные нормы. Право в системе современного социальных норм. Происхождение государства общества и права. Сущность, отличительные признаки, Практикум: «Социальная сфера жизни общества» - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения 4 КСО ИКТ Практикум: «Экономика – наука и хозяйство» (задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Составить план текста по теме «Экономика» 3 ИКТ КСО Тестовый контроль по теме «Право в жизни современного общества» 3 ИКТ КСО Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Правоохранител ьные органы РФ Правовая культура функции права. Публичное и частное право. Источники права. Нормативно-правовые акты, их виды. Структура правовой нормы. Правоохранительные органы РФ, их виды, задачи и функции. Судебная система 1. Российской Федерации. Конституционный Суд РФ. Суды общего назначения. Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный суд. Требования, 2. предъявляемые к судьям. Прокуратура. Адвокатура. Полиция. ФСБ. Нотариат. 3. Определение правовой культуры. Слагаемые правовой культуры. Гражданское общество и государство. Конституция РФ История российского конституционализма. и Конституция РФ: общая характеристика. Конституционно Конституционное право. Основы е право конституционного строя РФ. Понятие формы государства. Форма правления. Форма национально-государственного устройства РФ. Политический режим. Россия демократическое правовое государство. Субъекты РФ. Россия - светское и социальное государство. Основные права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ и международным документам по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Конституционные обязанности российских граждан. Гражданство в РФ. Избирательная система РФ. Избирательные права граждан РФ. Высшие органы государственной власти РФ. Порядок избрания и полномочия Президента. Написание эссе по теме (на выбор): «Честь. Долг. Мужество» - рассказ о подвигах и героических поступках сотрудников органов внутренних дел «Полиция доверия» — тема повседневной деятельности правоохранителей «Гражданская позиция» — конструктивные решения для совершенствования работы МВД Игра-викторина «Правовой лабиринт» 1 ИКТ КСО 2 ИКТ КСО Тестовый контроль по теме: «Конституция РФ» 4 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Федеральное собрание. Порядок формирования и предметы ведения. Законодательная процедура. Правительство РФ. Судебная власть в РФ. Местное самоуправление. Основные Гражданское право. Гражданская понятия и правоспособность и дееспособность. нормы Дееспособность несовершеннолетних. Сделки отдельных и договоры. Право собственности и его отраслей права защита. Гражданско – правовые споры. Гражданско – правовая ответственность. Основные права потребителя и их защита. Трудовое право. Трудовой кодекс РФ. Права и обязанности работника и работодателя. Охрана труда. Особенности труда несовершеннолетних. Административное право. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Семейное право. Семейный кодекс РФ. Права ребёнка по Семейному кодексу РФ и Конвенции о правах ребёнка. Уголовное право. Уголовный кодекс РФ. Преступления, их виды. Состав преступления. Уголовная ответственность Защита прав Способы защиты гражданами своих прав и законных интересов. Порядок обращения граждан в суд. Составление искового заявления, кассационной жалобы. Уполномоченный по правам человека. Международные правозащитные организации. Итоговое Учебная научно-практическая конференция повторение курса Резерв Тестовый контроль по теме «Отрасли права» 6 ИКТ КСО Практическая работа по составлению юридических документов 1 ИКТ КСО Доклады учащихся по выбранным темам, защита рефератов 1 ИКТ КСО 2 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Раздел, тема Введение Общество и человек Человек, личность Теория Введение. Обществознание как знание и как наука. Различные виды источников. Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Личность. Деятельность и потребности. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Практика Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу. Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям). Практический тренинг по содержательной линии «Общество» 1 часть. Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 2. Составить план текста. Промежуточный контроль. Практическая работа по содержательной линии «Человек» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Деятельность человека, ее основные виды Познание человеком мира и самого себя, Потребности и способности человека Экономическая сфера жизни Социальные отношения Экономика, ее роль в жизни общества, Потребности Ограниченность ресурсов, Факторы производства Экономические системы, Собственность, ее формы. Потребитель, Производство Производитель Предпринимательская деятельность Издержки производства Обмен Типы рынков Рыночная экономика Роль государства в экономике. Государственный бюджет Налоги. Деньги, денежная политика Бюджет семьи. Экономический рост. Безработица. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Практикум: «Экономика – наука и хозяйство» (задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Составить план текста по теме «Экономика» практикум: «Социальная сфера жизни общества» выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Итоговое Пробный экзамен в форме ОГЭ, решение Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль повторение курса варианта КИМ и решение ситуативных задач. Эссе.