Рабочая программа элективного курса Актуальные вопросы обществознания_8 класс

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00A047186E844012BE0D72D2E2E1FDA2E6
Владелец: Терентьева Надежда Сергеевна
Действителен: с 26.08.2024 до 19.11.2025

Пояснительная записка
Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» разработан на основе программы курса для 8-9 классов под ред. Л. Н.
Боголюбова, Н.И. Городецкой. - М., Просвещение 2019 г.
Элективный курс предназначен для учащихся 8-х классов и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся. Курс
«Актуальные вопросы обществознания» в 8 классе не является альтернативой существующим федеральным программам по
«Обществознанию», а представляет собой модульный курс для углубленного изучения экономических и правовых вопросов, вопросов
политологии и социальных отношений. Помимо знаний в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые
компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые
нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса выстроено с учетом принципов системности, научности и доступности, единства и преемственности
содержания, перспективности между различными разделами курса, возрастных и психологических особенностей школьников.
Курс предполагает изучение учебного материала в двух формах: очной и дистанционной. При дистанционном обучении
используются специализированные ресурсы, интернет-обучающие платформы: ЯКласс, Учи.ру, РЭШ – в соответствии с целями и
задачами реализуемой образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся.
Цель курса «Актуальные вопросы обществознания» заключается в подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом
государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его
институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Курс включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений.
Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания
для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и
сообщений.
Задачами курса являются:
1.
формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;
2.
актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
3.
выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового
развития;
4.
повышение общего уровня культуры;
5.
формирование умения анализировать позицию автора текста.
Данная программа учитывает тот факт, что учащиеся к началу обучения в 8 классе овладевают знаниями, навыками и умениями
о праве, экономике и экологии, о гражданстве и гражданских правах, правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении
на улице, в школе, в общественном месте, правилах взаимоотношений между людьми, об уважении к старшим, о составе семьи,
родословной, взаимоотношениях с природой, об образцах позитивного поведения.
Место предмета в учебном плане. Данный курс в учебном плане школы формируется участниками образовательных
отношений. Срок реализации курса - 1 год. 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Элективный курс носит характер предпрофильной
подготовки обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение курса:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1.
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой.
- М., Просвещение, 2019 г.
2.
Баранов П.А. Обществознание. 9 класс. М.: АСТ: Астрель, 2019
3.
КИМЫ. Обществознание 8 класс. " Автор-составитель А.В. Поздеев. - Москва, «Вако».2020
4.
КИМЫ. Обществознание 9 класс. " Автор-составитель А.В. Поздеев. - Москва, «Вако».2020
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия,
дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала,
организация понимания через обсуждение, просмотр и комментирование учебных роликов (видео уроков).
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе
ресурсы Интернета);

критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы,
интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля,
видеоуроки.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат: по окончании курса обучения учащиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого
признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте
обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций,
регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями,
полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса,
осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями,
полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса,
осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих
актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Знать и понимать

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе
общественных отношений, закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы, тенденции развития
общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов, основные социальные институты и
процессы, необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования,
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и
значение в жизни общества как целостной системы

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов
(включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов
социальной системы, социальных качеств человека)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6


раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных

наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица,
диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные
научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных
норм, экономической рациональности

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического
восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации, оценки общественных изменений с точки
зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации, решения практических
проблем, возникающих в социальной деятельности, ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции предвидения возможных последствий определенных социальных действий, ориентации в социальных и
гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, оценки
происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Содержание курса 8 класс. Количество часов – 34
Раздел, тема

Теория

Практика

Введение

Введение. Обществознание как знание и как
наука.
Основные структурные и содержательные
характеристики экзаменационной работы по
обществознанию. Требования к уровню
подготовки выпускников основной школы,
определенные в государственном
образовательном стандарте по
обществознанию.

Входной контроль, цель: выявление
общего уровня знаний, умений и
навыков по курсу

Общество и
человек

Понятие об обществе как форме
жизнедеятельности людей. Взаимодействие
общества и природы. Основные сферы
общественной жизни и их взаимосвязь.
Общественные отношения и их виды.
Социальные изменения и его формы.
Эволюция и революция. Развитие общества.
Движущие силы общественного развития.
Традиционное, индустриальное,
информационное общества.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и
угрозы. Современные мир и его проблемы.
Глобализация. Причины и опасность
международного терроризма.
Личность. Деятельность и потребности.
Человек и его ближайшее окружение. Человек
в малой группе. Общение. Роли человека в
малой группе. Лидер.
Свобода
личности
и
коллектив.
Межличностные отношения. Межличностные
конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество и человек (задание на
обращение к социальным реалиям).
Практический тренинг по
содержательной линии «Общество» 1
часть. Решение ситуативных задач по
теме «Общество» часть 2. Составить
план текста. Промежуточный контроль.

4

ИКТ
КСО

Практическая работа по
содержательной линии «Человек»

2

ИКТ
КСО

Человек,
личность

Кол-во
часов
1

Технологии
ИКТ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Пути
достижения
взаимопонимания.
Деятельность человека, ее основные виды
Познание человеком мира и самого себя,
Потребности и способности человека
Социальные
отношения

Социальная структура общества. Социальные
группы и общности. Социальная роль и
социальный статус. Социальная мобильность.
Социальный конфликт. Пути его разрешения.
Значение конфликтов в развитии общества.
Семья как малая группа. Этнические группы и
межнациональные отношения. Отношение к
историческому прошлому, традициям,
обычаям народа. Межнациональные
конфликты. Взаимодействие людей в
многонациональном обществе.
Межнациональные отношения в РФ.
Экономическая
Экономика, ее роль в жизни общества.
сфера жизни
Потребности.
общества
Ограниченность ресурсов,
Факторы производства
Экономические системы,
Собственность, ее формы.
Потребитель, Производство Производитель
Предпринимательская деятельность
Издержки производства Обмен Типы рынков
Рыночная экономика
Роль государства в экономике.
Государственный бюджет
Налоги. Деньги, денежная политика
Бюджет семьи. Экономический рост.
Безработица.
Право в жизни Социальные нормы. Право в системе
современного
социальных норм. Происхождение государства
общества
и права. Сущность, отличительные признаки,

Практикум: «Социальная сфера жизни
общества» - выполнять задания разной
сложности по данной теме, проводить
самооценку знаний и умений
Социальные отношения
(задание на обращение к социальным
реалиям) Социальные отношения

4

КСО
ИКТ

Практикум: «Экономика – наука и
хозяйство»
(задание на обращение к социальным
реалиям), экономика (задание на анализ
двух суждений) - выполнять задания
разной сложности по данной теме,
проводить самооценку знаний и
умений.
Составить план текста по теме
«Экономика»

3

ИКТ
КСО

Тестовый контроль по теме «Право в
жизни современного общества»

3

ИКТ
КСО

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Правоохранител
ьные органы РФ

Правовая
культура

функции права. Публичное и частное право.
Источники права. Нормативно-правовые акты,
их виды. Структура правовой нормы.
Правоохранительные органы РФ, их виды,
задачи и функции. Судебная система
1.
Российской Федерации. Конституционный Суд
РФ. Суды общего назначения. Верховный Суд
РФ. Высший Арбитражный суд. Требования, 2.
предъявляемые к судьям. Прокуратура.
Адвокатура. Полиция. ФСБ. Нотариат.
3.

Определение правовой культуры. Слагаемые
правовой культуры. Гражданское общество и
государство.
Конституция РФ История российского конституционализма.
и
Конституция РФ: общая характеристика.
Конституционно Конституционное право. Основы
е право
конституционного строя РФ. Понятие формы
государства. Форма правления. Форма
национально-государственного устройства РФ.
Политический режим. Россия демократическое правовое государство.
Субъекты РФ. Россия - светское и социальное
государство. Основные права и свободы
человека и гражданина по Конституции РФ и
международным документам по правам
человека. Всеобщая декларация прав человека.
Конституционные обязанности российских
граждан. Гражданство в РФ.
Избирательная система РФ. Избирательные
права граждан РФ.
Высшие органы государственной власти РФ.
Порядок избрания и полномочия Президента.

Написание эссе по теме (на выбор):
«Честь. Долг. Мужество» - рассказ о
подвигах и героических поступках
сотрудников органов внутренних дел
«Полиция доверия» — тема
повседневной деятельности
правоохранителей
«Гражданская позиция» —
конструктивные решения для
совершенствования работы МВД
Игра-викторина «Правовой лабиринт»

1

ИКТ
КСО

2

ИКТ
КСО

Тестовый контроль по теме:
«Конституция РФ»

4

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Федеральное собрание. Порядок
формирования и предметы ведения.
Законодательная процедура. Правительство
РФ. Судебная власть в РФ. Местное
самоуправление.
Основные
Гражданское право. Гражданская
понятия
и правоспособность и дееспособность.
нормы
Дееспособность несовершеннолетних. Сделки
отдельных
и договоры. Право собственности и его
отраслей права
защита. Гражданско – правовые споры.
Гражданско – правовая ответственность.
Основные права потребителя и их защита.
Трудовое право.
Трудовой кодекс РФ. Права и обязанности
работника и работодателя. Охрана труда.
Особенности труда несовершеннолетних.
Административное право. Кодекс РФ об
административных правонарушениях.
Семейное право. Семейный кодекс РФ. Права
ребёнка по Семейному кодексу РФ и
Конвенции о правах ребёнка. Уголовное право.
Уголовный кодекс РФ. Преступления, их виды.
Состав преступления. Уголовная
ответственность
Защита прав
Способы защиты гражданами своих прав и
законных интересов. Порядок обращения
граждан в суд. Составление искового
заявления, кассационной жалобы.
Уполномоченный по правам человека.
Международные правозащитные организации.
Итоговое
Учебная научно-практическая конференция
повторение
курса
Резерв

Тестовый контроль по теме «Отрасли
права»

6

ИКТ
КСО

Практическая работа по составлению
юридических документов

1

ИКТ
КСО

Доклады учащихся по выбранным
темам, защита рефератов

1

ИКТ
КСО

2

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Раздел, тема
Введение

Общество и
человек

Человек,
личность

Теория
Введение. Обществознание как знание и
как наука.
Различные виды источников.
Основные структурные и
содержательные характеристики
экзаменационной работы по
обществознанию. Требования к уровню
подготовки выпускников основной
школы, определенные в государственном
образовательном стандарте по
обществознанию.
Понятие об обществе как форме
жизнедеятельности людей.
Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни и
их взаимосвязь.
Общественные отношения и их виды.
Социальные изменения и его формы.
Эволюция и революция. Развитие
общества. Движущие силы
общественного развития.
Традиционное, индустриальное,
информационное общества.
Человечество в XXI веке, основные
вызовы и угрозы. Современные мир и
его проблемы. Глобализация. Причины и
опасность международного терроризма.
Личность. Деятельность и потребности.
Человек и его ближайшее окружение.
Человек в малой группе. Общение. Роли
человека в малой группе. Лидер.
Свобода
личности
и
коллектив.

Практика
Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков
по курсу.

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям).
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» 1 часть.
Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 2. Составить план
текста. Промежуточный контроль.

Практическая работа по содержательной линии «Человек»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Межличностные
отношения.
Межличностные
конфликты,
их
конструктивное
разрешение.
Пути
достижения
взаимопонимания.
Деятельность человека, ее основные
виды Познание человеком мира и
самого
себя,
Потребности
и
способности человека
Экономическая
сфера жизни

Социальные
отношения

Экономика,

ее роль в жизни
общества, Потребности
Ограниченность ресурсов,
Факторы производства
Экономические системы,
Собственность, ее формы.
Потребитель, Производство
Производитель Предпринимательская
деятельность Издержки производства
Обмен Типы рынков Рыночная
экономика
Роль государства в экономике.
Государственный бюджет
Налоги. Деньги, денежная политика
Бюджет семьи. Экономический рост.
Безработица.
Социальная структура общества.
Социальные группы и общности.
Социальная роль и социальный статус.
Социальная мобильность. Социальный
конфликт. Пути его разрешения.
Значение конфликтов в развитии
общества. Семья как малая группа.
Этнические группы и межнациональные
отношения. Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям народа.

Практикум: «Экономика – наука и хозяйство»
(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ
двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме,
проводить самооценку знаний и умений.
Составить план текста по теме «Экономика»

практикум: «Социальная сфера жизни общества» выполнять задания разной
сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
Социальные отношения
(задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Межнациональные конфликты.
Взаимодействие людей в
многонациональном обществе.
Межнациональные отношения в РФ.
Итоговое
Пробный экзамен в форме ОГЭ, решение Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль
повторение курса варианта КИМ
и решение ситуативных задач. Эссе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».