ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 26EB1BEB68860D9AE9A52539211DB012 Владелец: Терентьева Надежда Сергеевна Действителен: с 21.06.2023 до 13.09.2024 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школьный театр» (далее - Программа) имеет художественную направленность. Программа ориентирована на развитие художественного вкуса, художественных способностей, творческого подхода, эмоционального восприятия подготовку личности к постижению великого мира искусства. Актуальность Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой профессиональной деятельности - эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в условиях кросскультурности, творчество и креативность, способность к (само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью. Главное отличие старшей возрастной группы (16-18 лет) школьников заключается в выборе жизненных ценностей. Это и желание выбрать определенную позицию взрослого человека, и осознать себя в обществе, найти «свое место», понять свое назначение. Это постоянный поиск своих мировоззренческих заключений, моделирование представлений о современном мире. В этом возрасте остро стоит вопрос открытия своего внутреннего мира и своей исключительности. У старшеклассников выбор профессии формирует определенные интересы в учебе, изменяется отношение к учебной деятельности, соответственно, происходит выбор в пользу тех или иных предметов, необходимых для дальнейшего поступления в высшее учебное заведение. Одна из серьезных проблем современного подростка - эскапизм (стремление отгородиться от общественной жизни) и, как его следствие, поздняя социализация. Подросток не хочет покидать понятный ему детский мир и менять его на суровые реалии взрослой жизни. Он тянется к фантастической литературе и молодежным течениям, все больше и больше погружаясь в вымышленный мир и все больше отдаляясь от мира реального. Фантазия является для подростка естественным психологическим щитом, которым он прикрывается от чуждого ему мира. Эмоционально-образная природа театрального искусства даёт возможность применить творческую фантазию подростка. Театральное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир обучающихся. Театр помогает задуматься и иначе взглянуть на окружающий мир. У школьников, включенных в процесс театральной деятельности, постепенно формируется представление об идеале личности, который служит ориентиром в развитии их самосознания и самооценки. Важно, чтобы молодые люди понимали, что смысл жизни не только внутри себя, но и в окружающем нас мире. Старшеклассникам для поступления в творческие учебные заведения необходимы школьный театр и актерское мастерство для качественного развития личности. Необходимо точно понимать, в каком направлении вести работу с этой возрастной группой. Принцип общения в процессе обучения необходимо выстраивать абсолютно на равных, с взаимным уважением друг к другу. Вполне могут присутствовать дружественные отношения, но ни в коем случае не панибратство. Важно сохранять бережное отношение к традициям коллектива, непримиримость с духовной ленью и премьерством. Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и сценической речи строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской школы. Главная особенность школы - последовательность освоения элементов техники актёра: «От простого к сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все предыдущие». Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике Вахтанговской школы следующий: 1. Внимание 2. Память 3. Воображение 4. Фантазия 5. Мышечная свобода 6. Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру) 7. Физическое самочувствие 8. Предлагаемые обстоятельства 9. Оценка факта 10. Сценическое общение В процессе занятий для создания дружественной и позитивной атмосферы могут быть организованы экскурсии по городу, выезды в интересные исторические места. Это также поможет и культурному развитию старшеклассников. Цель: Цель программы: создание условий для профессиональной ориентации обучающихся. Приобщение детей к искусству, развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению путем вовлечения в театральную деятельность. Задачи: Обучающие: - познакомить с профессиями и специальностями, связанными с работой в современном театре; - познакомить с историей театра; - совершенствовать грамматический строй речи, его звуковую культуру, монологическую и диалогическую формы речи, эффективное общение и речевую выразительность; - формировать основы исполнительской, зрительской и общей культуры. Развивающие: - прививать эмоциональное, эстетическое, образное восприятии; - укреплять познавательные интересы, через расширение представлений о видах театрального искусства; - совершенствовать коммуникативные и организаторские способности воспитанника; - повышать уровень взаимоотношений между обучающимися и педагогом. Воспитательные: - прививать чувство патриотизма, любви к Родине, ответственности за порученное дело; - формировать социальную активность личности обучающегося; - укреплять волевые качества, трудолюбие, ответственность, внимательное и уважительное отношение к делу и человеку; - повысить уровень восприятия исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности движений. Категория обучающихся Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школьный театр» предназначена для обучающихся в возрасте от 15 до 18 лет, которые проявляют интерес к театральному искусству. Содержание программы разработано с учётом психолого-педагогических особенностей разного возраста. Количество обучающихся в группе - 10-12 человек. Срок реализации Программы Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на один год обучения. Уровень освоения: Продолжительность программы 140 часов. Режим занятий: в течение всего учебного года, 4 часа в неделю. Программа ознакомительного уровня освоения. Планируемые результаты освоения курса Предметные: - различать произведения по жанру, делать разбор прозаического и поэтического текстов; - освоить базовые основы актёрского мастерства, пластики и сценической речи через упражнения и тренинги; навыки сценического воплощения через процесс создания художественного образа; - ориентироваться в сценическом пространстве; - взаимодействовать на сценической площадке с партнёрами; - освоить основные этапы развития театрального искусства; - освоить основные исторические периоды развития русского театра. Личностные: - приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с другими членами коллектива и взрослыми; - приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности; - развитие навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; - уважительное отношение к истории страны, ее прошлым и современным достижениям; - адекватная самооценка в рамках профиля деятельности; - стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Метапредметные: Регулятивные УУД: - приобретение навыков самоконтроля; - понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем; - планирование своих действий на всех этапах работы; - осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности, умение самостоятельно исправить недочеты и ошибки; - умение самостоятельно анализировать итог сделанной работы. Познавательные УУД позволяют: - стремиться к совершенствованию результатов в выбранном профиле деятельности; - освоить теоретические основы актерского мастерства; - освоить технику преодоления мышечных и психологических зажимов при выходе на публику; - применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях в самостоятельной работе над ролью; - освоить сведения об истории театра, особенностях театра как вида искусства, видах театров, понятиях стиля и жанра в театральном искусстве; - познакомиться с творчеством выдающихся деятелей театра (режиссеров, актеров, драматургов) и историческими фактами; - освоить специальные термины, применяемые в театральном искусстве; - освоить технику нанесения разных видов грима разнохарактерных персонажей, приемы поведения при использовании различных костюмов; - познакомиться с театральными профессиями и особенностями работы театральных цехов; - расширить кругозор в области литературы, познакомиться с творчеством поэтов и писателей изучаемых художественных произведений; - расширить кругозора в области истории, изучить эпохи произведения (быт, костюм, нормы поведения); - вдумчиво работать над ролью; - выражать разнообразные эмоциональные состояния; - вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД позволяют: - организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; - работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - освоить правила техники безопасности при работе с партнером; - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - разрешать творческие конфликты на основе учета интересов всех участников школьного театра. Формы работы и контроля: реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль проводится на занятиях в форме: - педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, творческих заданий; - показа отдельных эпизодов или сцен из спектакля; - выполнения тестовых творческих заданий по разделам программы; - тестирования; - участия в конкурсах, викторинах по пройденному материалу; - самооценки обучающихся. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета, который проходит в два этапа: 1 день - конкурсный (творческие задания по изученному материалу, тест по истории театра и театральной терминологии из раздела «Основы театральной культуры»). Отрывок прозы наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. 2 день - показ спектакля. Материально-техническое обеспечение: проектор, компьютеры, интерактивная доска, актовый зал со сценой. Методическое обеспечение: тесты, таблицы, психологические справочники, Интернет-ресурсы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Вводное занятие Теория. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, Уставом. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе. Знакомство с правилами противопожарной безопасности. Беседа: Роль и место театра в развитии цивилизации. Театр как синтетический вид искусства. Театр - искусство коллективное. Практика. Соответствующая возрасту игра на знакомство. 2. Основы театральной культуры ИСТОРИЯ ТЕАТРА Теория. Возникновение театра. Происхождение древнегреческой драмы и театра. Римский театр. Отличие римского театра от древнегреческого. Средневековый европейский театр (литургическая драма, миракль, мистерия, фарс, моралите). Театр эпохи Возрождения. Гуманистическая литература. Здание театра и сцена. Итальянский театр (комедия дель арте). Испанский театр (комедии «плаща и шпаги»). Английский театр «Глобус» Шекспира. Театр французского классицизма. Корнель. Расин. Мольер. Театр эпохи Просвещения. Французский театр. Итальянский театр. Гольдони. Гоцци. Немецкий театр. Лессинг. Гете. Шиллер. Сценическое искусство. Истоки русского театра. Скоморохи - первые русские актеры-потешники. Русский театр 17-18 вв. Школьный театр в России. Придворный театр в России. Крепостной театр. Основание русского государственного профессионального театра. Профессиональные русские театры. Русский театр 19 века. Русский театр 20 века. Вахтангов Е.Б. и его театр. Выдающиеся актеры и режиссёры. Практика. Просмотр видеозаписей, учебных фильмов. Проектная работа. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Театр кукол. Особенности. Самые знаменитые театры мира. Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок. Сравнение. Обсуждение. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы. Практика. Творческая мастерская. ТЕАТР И ЗРИТЕЛЬ Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля. Практика. Посещение театра. Обсуждение спектакля. Написание эссе. 3. Сценическая речь - Теория. Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму: - определение целей и условий выполнения, рекомендации; - педагогический показ; - просмотр упражнения; - комплексный контроль и корректировка. Только в результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил - показал; посмотрел - уточнил - показал; посмотрел - сделал замечание - показал; посмотрел - показал ошибку - показал правильный вариант), можно добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения. РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ Теория. Осанка и свобода мышц. Дыхание. Свойства голоса. Резонаторы. Закрытое звучание. Открытое звучание. Речевая гимнастика. Полетность. Диапазон голоса. Развитие диапазона голоса. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Орфоэпия. Интонация. Выразительность речи. Практика. Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Упражнения. Речевые тренинги. Работа над интонационной выразительностью. ДЫХАНИЕ Объяснить связь дыхания, длинной фразы и голосового посыла, значение работы диафрагмы. Включить в работу и чередовать работу с разными голосовыми атаками. По усмотрению педагога можно включить в работу дыхательную гимнастику по методике Стрельниковой, но только как дополнение, альтернативную гимнастику и обязательно с удобным для группы темпом. АРТИКУЛЯЦИЯ Артикуляцию можно использовать в любой предложенной форме. Можно построить жесткую схему сродни фитнесу и физкультуре (время/счёт). ДИКЦИЯ Основная задача блока - закрепить правильно найденные звуки и научить подростков говорить внятно, а не небрежно. Возможно использования знаний по орфоэпии (например, варианты ударений). Важно индивидуальное звучание, можно предложить каждому придумать свою многоговорку. ГОЛОС Работу с голосом нужно начать только с мягкого вибрационного массажа или упражнений на полу. Также на материале стихотворений с использованием сонорный звуков. Можно использовать упражнения на посыл и словесное действие (позвать, остановить). Возможна работа с литературой или над материалом в связке с предметом «мастерство актёра». Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме «Культура и техника речи», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина. РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения. 4. Ритмопластика ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление/напряжение. Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику. ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка, жесты, пластика тела. Этюдные пластические зарисовки. Варианты упражнений и рекомендации по коррекции смотрите в методическом пособии- практикуме «Ритмика и сценические движения», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина. 5. Актерское мастерство ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ ТЕХНИКИ АКТЁРА (АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА) Теория. Упражнения на организацию внимания, памяти, воображения, фантазии, мышечной свободы, перемены отношения (к предмету, месту действия, к партнеру), физического самочувствия, предлагаемых обстоятельств, оценки факта, сценического общения. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. Словесные действия. Способы словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения. При постановке задач стоит указывать, на развитие каких качеств и навыков направлено упражнение, обсуждать желаемые результаты. Важна осмысленность подхода учеников к выполнению. Оценивание результата в этой возрастной группе идет по самой высокой планке, как со взрослыми. Необходимо повторять столько раз, сколько потребуется, и в таком количестве, сколько будет необходимо для достижения практически «идеального» результата. Практика. Знакомство с правилами выполнения упражнений и игр. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры. Моделирование образа в про- цессе общения. Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене. Пример. Упражнение, направленное на внимание - «Пишущая машинка». Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово - Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем вновь преподаватель хлопает в ладоши - ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя. Рассмотрим, как это упражнение можно объяснить старшей возрастной группе. Ребята, сейчас нам с вами предстоит напечатать слово - Носорог. Это упражнение направлено на развитие вашего внимания, сфокусируйтесь. Каждому я раздам букву, запомните ее. Поднимите руку у кого буква Н, О, С и так далее (педагог проверяет школьников). Но печатать мы будем это слово не на ваших гаджетах (обязательно использовать юмор, легкость в восприятии информации), мы будем использовать хлопки. Сначала я хлопаю, затем хлопает тот, у кого буква Н, затем вновь хлопаю я, после меня уже тот, у кого буква О и так далее. Да, запомните, в конце слова хлопаем все вместе - ставим точку! В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя (преподаватель задает определенный ритм, в котором ученикам необходимо будет напечатать слово). Форма подачи упражнения направлена на развитие личности. Можно запустить определенный принцип общения на уроках: «Интересно, а сможете ли выполнить данное упражнение за определенный временной отрезок». Любое упражнение - это проверка личностных возможностей обучающегося. Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью. Варианты упражнений к данному разделу смотрите в методическом пособии-практикуме «Основы актёрского мастерства», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина. 6. Знакомство с драматургией. Работа над пьесой и спектаклем ВЫБОР ПЬЕСЫ Теория. Выбор пьесы классиков или современных авторов с актуальными для участников проблемами и героями. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя». АНАЛИЗ ПЬЕСЫ ПО СОБЫТИЯМ Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки. РАБОТА НАД ОТДЕЛЬНЫМИ ЭПИЗОДАМИ Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ, МИМИКИ, ЖЕСТОВ Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МИЗАНСЦЕН Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕКВИЗИТА, ДЕКОРАЦИЙ Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления. ПРОГОННЫЕ И ГЕНЕРАЛЬНЫЕ РЕПЕТИЦИИ Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта. ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ Практика. Показ полноценного спектакля на классическом или современном материале. Анализ показа спектакля (рефлексия). 7. Итоговое занятие Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по темам обучения. Основы театральной культуры - тест по истории театра и театральной терминологии. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Награждение. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 140 часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Дата Наименование тем (разделов) Характеристика основных видов деятельности обучающихся ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2ч) Форма организации Введение. Техника безопасности. Роль и место театра в развитии цивилизации. Введение. Театр как синтетический вид искусства. Беседа. Правила поведения. Инструктаж. Теория. Театр - искусство коллективное. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, Уставом. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе. Знакомство с правилами противопожарной безопасности. Практика. Соответствующая возрасту игра на знакомство. ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (36ч) Возникновение театра. Проис- Теория. Знакомство с возникновением театра. хождение древнегреческой Римский театр. Отличие римского театра от драмы и театра древнегреческого. История театра. СредневекоТеория. Знакомство с возникновением театра. вый европейский театр (литургическая драма, миракль, мистерия, фарс, моралите). История театра. Театр эпохи Теория. Знакомство с возникновением театра. Возрождения. Гуманистическая литература. Здание театра и сцена. Итальянский театр (комедия дель арте). Испанский театр (комедии «плаща и шпаги»). Английский театр «Глобус» Шекспира. История театра. Театр франТеория. Знакомство с возникновением театра. цузского классицизма. Корнель. Расин. Мольер. История театра. Театр эпохи Теория. Знакомство с возникновением театра. Просвещения. Французский театр. Итальянский театр. Гольдони. Гоцци. Немецкий театр. Лессинг. Гете. Шиллер. Сценическое искусство. История театра. Теория. Знакомство с возникновением театра. Истоки русского театра. Скоморохи - первые русские актерыпотешники. История театра. Теория. Знакомство с возникновением театра. Русский театр 17-18 вв. Школьный театр в России. Придворный театр в России. Крепостной театр. Основание русского государственного профессионального театра. Профессиональные русские театры. История театра. Теория. Знакомство с возникновением театра. Русский театр 19 и 20 веков. История театра. Теория. Знакомство с возникновением театра. Вахтангов Е.Б. и его театр. Выдающиеся актеры и режиссёры. История театра. Практика. Просмотр видеозаписей, учебных Проектная работа. фильмов. Драматический театр. МузыТеория. История театра. кальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Театр кукол. Особенности. Теория. История театра Самые знаменитые театры мира. Просмотр видеозаписей лучПрактика. Просмотр. Сравнение. Обсуждение. ших театральных постановок. Беседа. Педагогическое наблюдение. Опрос. Тестирование. Творческие задания. 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Театральное закулисье. Сценография. Театральное закулисье. Творческая мастерская. Теория. Знакомство с видами театральных декораций и бутафории, грима, костюмов. Практика. Мастер-класс по изготовлению театральных декораций и бутафории, грима, костюмов. Теория. Театр и зритель. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля. Театр и зритель. Практика. Посещение театра. Обсуждение спектакля. Написание эссе. Театр и зритель. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ (34ч) Упражнения по сценической ре- Теория. чи по алгоритму. -определение целей и условий выполнения, рекомендации; Речевой тренинг. Осанка и -педагогический показ; свобода мышц. Дыхание. -просмотр упражнения; Свойства голоса. Резонаторы. -комплексный контроль и корректировка. Речевой тренинг. Закрытое звучание. Открытое звучание. Речевая гимнастика. Полетность. Речевой тренинг. Диапазон голоса. Развитие диапазона голоса. Речевой тренинг. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Орфоэпия. Практика. Варианты упражнений. Речевой тренинг. Интонация. Выразительность речи. Речевые тренинги. Работа над Практика. Постановка дыхания. Артикуляциинтонационной выразительно- онная гимнастика. Речевая гимнастика. стью. Упражнения. Речевые тренинги. Работа над Практика. Варианты упражнений. интонационной выразительностью. Практика. Объяснить связь дыхания, длинной Дыхание. Связь дыхания, фразы и голосового посыла, значение работы длинной фразы и голосового диафрагмы. посыла, значение работы диаВключить в работу и чередовать работу с разфрагмы. ными голосовыми атаками. Дыхание. Дыхательная гимна- Практика. Дыхательная гимнастика как достика по методике Стрельниполнение, альтернативной гимнастике и обязаковой. тельно с удобным для группы темпом. Артикуляция. Практика. Использование артикуляция в любой предложенной форме. Можно построить жесткую схему сродни фитнесу и физкультуре (время/счёт). Дикция. Практика. Основная задача блока - закрепить правильно найденные звуки и научить подростков говорить внятно, а не небрежно. Возможно использования знаний по орфоэпии (например, варианты ударений). Важно индивидуальное звучание, можно предложить каждому придумать свою многоговорку. Голос. Работа с голосом. Практика. Мягкий вибрационный массаж и упражнения на полу, в т.ч. на материале стихотворений с использованием сонорный звуков. Голос. Варианты упражнений. Практика. Использование упражнений на по- Педагогическое наблюдение. Контрольные упражнения. Конкурс чтецов. 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 сыл и словесное действие (позвать, остановить). Голос. Работа с литературой. Практика. Работа с литературой или над материалом в связке с предметом «мастерство актёра». Голос. Варианты упражнений. Практика. Использование методического пособия «Культура и техника речи», изданном Методическое пособиеЦентром науки и методологии Театрального практикум «Культура и техинститута им. Бориса Щукина. ника речи» Работа над литературноПрактика. Особенности работы над стихохудожественным произведетворным и прозаическим текстом. Выбор пронием. изведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения. РИТМОПЛАСТИКА (12ч) Пластический тренинг. Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление/напряжение. Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику. Пластический образ персонаПрактика. Приемы пластической выразительжа. ности. Походка, жесты, пластика тела. Музыка и движение. Пластический образ персонаПрактика. Варианты упражнений и рекоменжа. дации по коррекции смотрите в методическом Этюдные пластические зарипособии- практикуме «Ритмика и сценические совки. движения», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО (14ч) Элементы внутренней техники Теория. Логика действий и предлагаемые обактёра. стоятельства. Упражнения на организацию внимания, памяти, воображения, фантазии, Элементы сценического деймышечной свободы, перемены отношения (к ствия - бессловесные и слопредмету, месту действия, к партнеру), физивесные. Их способы. ческого самочувствия, предлагаемых обстояСвязь словесных элементов тельств, оценки факта, сценического общения. действия с бессловесными При постановке задач стоит указывать, на раздействиями. Составные образа витие каких качеств и навыков направлено роли. упражнение, обсуждать желаемые результаты. Драматургический материал Важна осмысленность подхода учеников к выкак канва для выбора логики полнению. Оценивание результата в этой возповедения. растной группе идет по самой высокой планке, как со взрослыми. Необходимо повторять столько раз, сколько потребуется, и в таком количестве, сколько будет необходимо для достижения практически «идеального» результата. Практика. Коллективные коммуникативные игры. Знакомство с правилами выполнения упражнений и игр. Пример. Упражнение, направленное на внимание - «Пишущая машинка». Конкурс чтецов. Контрольные упражнения. Этюдные зарисовки. Этюды. Формы текущего, промежуточного контроля. Педагогические наблюдения. Творческие задания. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Актерский тренинг. Моделирование образа в процессе общения. Актерский тренинг. Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене. ЗНАКОМСТВО С ДРАМАТУРГИЕЙ. РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ И СПЕКТАКЛЕМ (40ч) Выбор пьесы. Теория. Выбор пьесы классиков или современПедагогическое ных авторов с актуальными для участников наблюдение. 49 Определение темы пьесы. 50 Анализ пьесы по событиям. 51 Работа над отдельными эпизодами. Творческие пробы. Работа над отдельными эпизодами. Распределение ролей. Работа над отдельными эпизодами. Распределение ролей. Работа над отдельными эпизодами. Репетиции отдельных сцен, картин. Работа над отдельными эпизодами. Репетиции отдельных сцен, картин. Работа над отдельными эпизодами. Репетиции отдельных сцен, картин. Выразительность речи, мимики, жестов. Закрепление мизансцен. Закрепление мизансцен. Изготовление реквизита, декораций. Изготовление реквизита, декораций. Прогонные и генеральные репетиции. Прогонные и генеральные репетиции. Прогонные и генеральные репетиции. Прогонные и генеральные репетиции. Прогонные и генеральные репетиции. Показ спектакля. 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 проблемами и героями. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы. Теория. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя». Теория. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки. Практика. Показ и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа Самооценка. Рефлексия. Показ. Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов. Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления. Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта. Практика. Показ полноценного спектакля на классическом или современном материале. Анализ показа спектакля (рефлексия). ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2ч) Конкурс «Театральный калейдо- Практика. Творческие задания по темам обускоп». чения. Основы театральной культуры - тест по истории театра и театральной терминологии. Отрывок прозы или стиха наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Награждение. Творческий отчёт. Литература: 1) 2) 3) 4) 5) Методическое пособие - практикум «Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii Методическое пособие - практикум «Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii Методическое пособие - практикум «Основы актёрского мастерства» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music