Рабочая программа элективного курса Практиукм по литературе 10-11 класс

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00A047186E844012BE0D72D2E2E1FDA2E6
Владелец: Терентьева Надежда Сергеевна
Действителен: с 26.08.2024 до 19.11.2025

Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы элективного курса
«Практикум по литературе»
Программа элективного курса «Практикум по литературе» (далее –
программа) для обучающихся 11 классов составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных
в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования (ФГОС СОО), Концепции преподавания русского языка и
литературы (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 06.04.2016 г. № 637-р).
Программа
ориентирована
на
обеспечение
индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения федеральной образовательной программы среднего
общего образования (ФОП СОО) с учетом выбора участниками
образовательных отношений элективных курсов.
Значимость реализации программы обусловлена необходимостью
подготовки обучающихся 11 классов к профессиональному самоопределению.
Программа будет востребована в первую очередь школьниками,
которые имеют стойкий интерес к предметам гуманитарного цикла – культуре,
межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т.
п. Для таких обучающихся она окажется значимым инструментом для
реализации их профессиональных интересов и потребностей.
Программа нацелена на помощь обучающимся 11 классов в углублении
знаний по литературе, развитию исследовательской, творческой,
читательской, дискуссионной деятельности, а также приобретении
соответствующего практического опыта работы. Полученные знания и опыт
будут необходимы обучающимся в будущей профессиональной деятельности.
Школьники приобретут навык самостоятельного осмысления актуальных
исследовательских, творческих, читательских задач, включающий умения
видеть и анализировать проблемы, детально прорабатывать и реализовывать
способы работы с ними, планировать собственную работу и самостоятельно
контролировать продвижение к желаемому результату.
Содержание программы позволит генерировать собственные идеи,
представлять их в удобной форме, востребованной людьми многих творческих
профессий; уважительно относиться к чужим взглядам и идеям; практиковать
публичные выступления, аргументировать собственную точку зрения,
отвечать на вопросы и т. д.
Цели и задачи изучения элективного курса
«Практикум по литературе»

Цель: достижение обучающимися 11 классов планируемых результатов
освоения ФОП СОО и формирование готовности к профессиональному
самоопределению.
Задачи:
 воспитывать ценностное отношение к литературе как неотъемлемой
части культуры, систематическому приобщению обучающихся к наследию
отечественной и зарубежной классики и лучшим образцам современной
литературы; воспитанию уважения к отечественной классической литературе
как социокультурному и эстетическому феномену; освоению в ходе ее
изучения духовного опыта человечества, этико-нравственных, философскомировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и ценностей;
воспитанию личности, способной к созидательной гуманитарной
деятельности в современном мире и осознанию культурной и
профессиональной самоидентификации на основе изучения литературных
произведений;
 формировать устойчивый интерес к чтению художественной
литературы, сознательному включению чтения в собственную досуговую
деятельность;
 планировать и корректировать свою программу чтения;
 знать содержание и осмысливать ключевые проблемы произведений
русской, зарубежной классической и современной литературы;
 участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному
самоопределению, содействующих повышению интереса к литературе,
чтению, книжной культуре, творчеству, вовлекать в этот процесс своих
сверстников;
 овладеть современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов;
 интерпретировать литературные произведения с учетом историколитературной обусловленности, культурного контекста и связей с
современностью, используя терминологию современного литературоведения,
искусствоведения, театроведения, киноведения.
Планируемые результаты освоения элективного курса
«Практикум по литературе»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических, демократических, семейных ценностей на основе анализа
жизненных ситуаций из литературных произведений;

 готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках
школьного литературного образования, участвовать в самоуправлении в
школе и детско-юношеских организациях;
 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности. В сфере
патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов
России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к
их воплощению в литературе, а также к достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде, отраженным в художественных
произведениях;
 идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в
литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и
поступки персонажей художественной литературы;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России, в том числе с опорой на литературные
произведения. В сфере эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства, в том числе литературы;
 убежденность в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по литературе.
В сфере трудового воспитания:

 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том
числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе
знакомства с профессиональной деятельностью героев литературных
произведений;
 готовность к активной деятельности социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность в процессе литературного образования;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки
литературных героев;
 готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни.
В сфере экологического воспитания:
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
 расширение опыта деятельности экологической направленности. В
сфере понимания ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на прочитанные
литературные произведения;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В
сфере
совершенствования
эмоционального
интеллекта,
предполагающего сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать свое
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;

 социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
заложенную в художественном произведении, рассматривать ее всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях, в том числе при изучении литературных произведений,
направлений, фактов историко-литературного процесса;
 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по литературе;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
опорой на собственный читательский опыт.
Базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения
проблем с опорой на художественные произведения; обладать способностью
и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
 обладать видами деятельности для получения нового знания по
литературе, его интерпретации, преобразования и применения в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами современного
литературоведения;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учетом собственного читательского
опыта;

 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при
изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт, в
том числе читательский;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
 переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и
изучения литературных произведений, в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
 интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
 владеть навыками получения литературной и другой информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления при изучении той или иной темы по литературе;
 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе,
доклад, реферат, аннотация и др.) с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой
информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные
универсальные учебные действия:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе и во
внеурочной деятельности по предмету;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, опираясь на читательский опыт;
 владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и
групповой работе на внеурочных занятиях;

 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;  развернуто и логично излагать в процессе анализа литературного
произведения свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, включая изучение литературных произведений, и в жизненных
ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении
литературы с учетом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных
возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, в том числе изображенным в
художественной литературе;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений
с опорой на читательский опыт;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
 оценивать приобретенный опыт с учетом литературных знаний;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и
обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных
произведениях;
 признавать свое право и право других на ошибки в дискуссиях на
литературные темы;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека,
используя знания по литературе.

Совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы во внеурочной деятельности;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы во внеурочной деятельности;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи
с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты по литературе на уровне среднего общего
образования должны обеспечивать:
 осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство
русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры;
 осознание взаимосвязи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
 сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному
литературному наследию и через него к традиционным ценностям;
 знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание
историко-культурного
и
нравственно-ценностного
взаимовлияния
произведений русской, зарубежной классической и современной литературы,
литератур народов России, литературной критики;
 сформированность умений определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных текстов, выявлять связь литературных произведений с
современностью;
 способность выявлять в произведениях художественной литературы
образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в
развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
участвовать в дискуссии на литературные темы;

 осознание художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
 сформированность умений выразительно читать (с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся);
 владение умениями анализа и интерпретации художественного
произведения в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности
заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в
основной школе);
 владение комплексным филологическим анализом художественного
текста;
 понимание и осмысленное использование терминологического
аппарата
современного
литературоведения,
а
также
элементов
искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе анализа и
интерпретации произведений художественной литературы и литературной
критики;
 умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы
и сравнивать их с художественными интерпретациями событий и фактов в
других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
 сформированность представлений о литературном произведении как
явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его
эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка в произведениях художественной литературы, умение
применять их в речевой практике;
 сформированность представлений о стилях художественной
литературы разных эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об
индивидуальном авторском стиле;
 владение современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной
переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов,
конспектов, рефератов, сочинений различных жанров (объем сочинения – не
менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать
собственные письменные высказывания с учетом норм русского
литературного языка;

владение
умениями
учебной
проектно-исследовательской
деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе
создания медиапроектов; различными приемами цитирования и
редактирования текстов;

 сформированность представлений об основных направлениях
литературной критики, о современных подходах к анализу художественного
текста в литературоведении; умение создавать собственные литературнокритические произведения на основе прочитанных художественных текстов;
 умение работать с разными информационными источниками, в том
числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем.
Содержание элективного курса «Практикум по литературе»
11 класс
Раздел 1. Историко-литературный процесс. Литературные направления
Понятие об историко-литературном процессе.
Литературные направления.
Античная литература.
Литература Средних веков и эпохи Возрождения.
Классицизм.
Сентиментализм.
Романтизм.
Реализм.
Символизм.
Акмеизм.
Футуризм.
Модернизм.
Постмодернизм.
Раздел 2. Жанры литературы
Жанры литературы.
Жанры эпоса (на примере текста А.И. Куприна «Гранатовый браслет»).
Жанры лирики.
Жанры драмы.
Раздел 3. Особенности языка художественного произведения
Художественная речь. Особенности языка художественного произведения.
Типы организации художественного произведения.
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.
Практикум «Определение средств художественной выразительности в
произведении».
Раздел 4. Особенности стихотворного языка
Особенности стихотворного языка.
Интонация, ритм, системы стихосложения. Стопа. Рифма. Строфа.
Практикум. Анализ лирического произведения.
Раздел 5. Драматические произведения.
Анализ драматического произведения.
Практикум по анализу драматического произведения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».