Рабочая программа элективного курса ОФГ 5-9 класс_merged

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00A047186E844012BE0D72D2E2E1FDA2E6
Владелец: Терентьева Надежда Сергеевна
Действителен: с 26.08.2024 до 19.11.2025

Пояснительная записка
Правовая основа разработки и утверждения рабочих программ
1. ФГОС ООО
2. Закон РФ «Об образовании»
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе
4. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.
5. Закон Свердловской области «Об образовании».
6. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 6.
7. Образовательная программа ООО МАОУ СОШ № 6.
8. Положение о рабочей программе МАОУ СОШ № 6.
9. Учебный план МАОУ СОШ № 6.
«Основы финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся 5-9 классов в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 17 часов для каждого 5-9 класса.
Цели изучения курса
1) удовлетворение познавательных потребностей учащихся в области финансов;
2) формирование у учащихся активной жизненной позиции, основанной на
приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
3) приобретение учащимися опыта в области финансовых отношений в семье,
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи, познание вопросов финансовой грамотности, способов собственного
поведения, принятия решений, поиска и изучения информации в данной области;
4) воспитание у учащихся интереса к содержанию курса финансовой грамотности, к
учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
истории, географии, обществознания и литературы.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и
диаграмм, игры, эссе, мини-исследования и учебные проекты. В процессе изучения
формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также
навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности»
для 5-7 классов являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей
семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений
на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых
и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

Личностными результатами изучения курса для 8-9 класс являются:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми
институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и
самообразованию во взрослой жизни;
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
социально-экономической жизни общества;
• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании
своей Родины.
Метапредметными результатами изучения курса для 5-7 классов являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса для 8-9 классов являются:
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять
финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её
решения;
• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание
последствий этих проблем;
• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего
финансового поведения;
2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

•
установление причинно-следственных связей между социальными и
финансовыми явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных
финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой
сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её
решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в
том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам
(управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски,
сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
•
умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию,
полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство
(аргумент), факты.
Предметными результатами изучения курса для 5-7 классов являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Предметными результатами изучения курса для 8-9 классов являются:
владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета,
банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование,
финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги,
пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знаниями:
- о структуре денежной массы;
- о структуре доходов населения страны и способах её определения;
- о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
- о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
3

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

- об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц;
- о возможных нормах сбережения;
- о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных
жизненных ситуаций;
- о видах страхования;
- о видах финансовых рисков;
- о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых
задач;
- о способах определения курса валют и мест обмена;
- о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

Содержание программы и перечень компетенций
5 класс
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «Основы финансовой грамотности»
понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое

Базовые
поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития
собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых
решений в своей семье.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных
УУД):
- определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать
способы их достижения;
- осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми
(учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития
собственной финансовой грамотности;
- выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений
семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных
ситуациях;
- приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные
варианты поведения в аналогичных ситуациях;
- актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой
грамотности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
- понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в
том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся
финансовых знаний и навыков;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных
ситуациях;
- описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения
финансовой грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой
грамотности; УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
• самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой
грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других
людей в решении повседневных финансовых задач;
• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Темы занятий
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
5

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги,
наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги,
семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия,
стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы
первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования,
услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный
долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости
благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в
семье финансовых решений.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных
УУД):
- называть основные источники доходов семьи;
- составлять задачи, требующие денежных расчётов;
- считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его
сбалансированности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
- описывать свойства предмета, играющего роль денег;
- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
- называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой
страны;
- называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов
семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;
- объяснять, как формируется семейный бюджет;
- подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой
необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
- подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
- объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы
семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых
финансовых решений о расходах;
• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
6класс
Раздел 1. Риски потери денег и имущества и как человек может
от этого защититься
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования,
страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение
ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые
могут привести к снижению личного благосостояния;
• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем
семьи в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
6

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных
УУД):
- анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
- соотносить вид страхования и его цель;
- рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни,
здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;
- находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению
благосостояния семьи;
- объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых
жизненных ситуаций;
- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
- описывать виды страхования;
- приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость
страховки;
- высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми
жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;
• оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения
финансовых потерь.
Раздел 2. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая
ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице,
пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей
благосостояния общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных
жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных
УУД):
- различать прямые и косвенные налоги;
- считать сумму налога;
- проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой
задолженности членов семьи;
- высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
- находить нужную информацию на социальных порталах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
- называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на
прибыль, косвенные налоги);
- приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их
примерную величину;
- перечислять условия получения различных видов социальных пособий в
Российской Федерации;
- называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
7

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

- приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
- высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между
уплатой налогов и созданием общественных благ;
• рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
• оценивать условия и возможности использования социальных пособий в
определённых жизненных ситуациях.
7 класс
Раздел 1. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая
ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице,
пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей
благосостояния общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных
жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных
УУД):
- различать прямые и косвенные налоги;
- считать сумму налога;
- проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой
задолженности членов семьи;
- высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
- находить нужную информацию на социальных порталах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
- называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на
прибыль, косвенные налоги);
- приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их
примерную величину;
- перечислять условия получения различных видов социальных пособий в
Российской Федерации;
- называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
- приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
- высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между
уплатой налогов и созданием общественных благ;
• рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
• оценивать условия и возможности использования социальных пособий в
определённых жизненных ситуациях.
Раздел 2. Услуги финансовых организаций
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование
вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог.
8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных
доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт
потребитель этих услуг;
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных
УУД):
- отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
- знать свои основные права и обязанности как потребителя;
- находить актуальную информацию об услугах банков;
- пользоваться пластиковой картой в банкомате;
- считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
- планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
- объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для
увеличения (сохранения) доходов семьи;
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
• сравнивать различные финансовые предложения;
• оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения
и/или сохранения семейных доходов;
• брать на себя ответственность;
8 класс
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания:
• эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный
банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов,
человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет
(профицит, дефицит, личный бюджет);
• знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной
экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы,
структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.;
понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников,
зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей
расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и
семейного бюджетов.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и
услуг;
• осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной
экономики;
•
осознание влияния образования на последующую профессиональную
деятельность и карьеру, а также на личные доходы;
• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности
обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут
привести к финансовым трудностям;
9

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

• понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их
существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;
• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
• пользоваться дебетовой картой;
• определять причины роста инфляции;
• рассчитывать личный и семейный доход;
• читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или
семьи;
• различать личные расходы и расходы семьи;
• планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в
краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
• вести учёт доходов и расходов;
• развивать критическое мышление.
Компетенции:
• устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем
доходов семьи;
• использовать различные источники для определения причин инфляции и её
влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
• определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
• соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
• сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала
извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном
горизонте;
• оценивать свои ежемесячные расходы;
• соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых
возможностей;
• определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в
краткосрочной и долгосрочной перспективе;
• осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования
сбережений.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Базовые понятия и знания:
• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
• знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц,
возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
• понимание принципа хранения денег на банковском счёте;
• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных
стадиях жизненного цикла семьи;
• осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
• рассчитывать реальный банковский процент;
• рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;
• анализировать договоры;
• отличать инвестиции от сбережений;
• сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
• искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и
других финансовых учреждений;
10

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

• оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов
для повышения благосостояния семьи;
• откладывать деньги на определённые цели;
• выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для
обеспечения будущих крупных расходов семьи.
9 класс
Раздел 1. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания:
• особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды
страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;
• знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки
в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов
страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых
компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также
представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно
изменяется;
• осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае
чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для
управления рисками;
• понимание причин финансовых рисков;
• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять
поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из
учреждений).
Умения:
• находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
• читать договор страхования;
• рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;
• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
• соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
• оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра
структуры финансов семьи и личных финансов;
• оценивать предлагаемые варианты страхования;
• анализировать и оценивать финансовые риски;
• развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
• реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел 2. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Базовые понятия и знания:
• банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники
финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;
• знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости
наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов
источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства;
представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения
бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет на
валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

• понимание основных принципов устройства банковской системы;
• понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не
спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием
способов взаимодействия;
• осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с
которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
• понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить
специальное образование;
• понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких
условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте.
Умения:
• читать договор с банком;
• рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
• находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых
созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход,
прибыль;
• переводить одну валюту в другую;
• находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
• оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих
финансовых проблем и проблем семьи;
• выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а
также угрожающие такому бизнесу типы рисков;
• оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от
экономической ситуации в стране.
Раздел 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия и знания:
• налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система,
пенсионные фонды;
• знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц
(базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства
пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений.
Личностные характеристики и установки:
• представление об ответственности налогоплательщика;
• понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание
негативного влияния штрафов на семейный бюджет;
• понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только
полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по
программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах.
Умения:
• считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую
необходимо заплатить в качестве налога;
• просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и
имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
• находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления
накоплениями в сети Интернет.
Компетенции:
• осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
• планировать расходы по уплате налогов;
• рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на
протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой
карьеры.
12

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

Тематический план
5 класс
№
занятия

Тема занятия

Количество часов

5

Введение в курс «Финансовая грамотность»
Почему важно развивать свою
финансовую грамотность
От чего зависит благосостояние семьи
Учимся оценивать финансовое
поведение людей
Учимся оценивать своё финансовое поведение
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Деньги: что это такое

1

6

Учебные мини-проекты «Деньги»

1

7

Из чего складываются доходы семьи

1

8

Учимся считать семейные доходы

1

9

Исследуем доходы семьи

1

10

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

1

11

Как появляются расходы семьи

1

12

Учимся считать семейные расходы

1

13

Исследуем расходы семьи

1

14

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

1

15

Как сформировать семейный бюджет

1

16

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

1

17

Обобщение результатов изучения раздела 1

1

1
2
3
4

Итого

1
1
1
1

17

13

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

6класс
№
занятия

1
2

Тема занятия

Количество часов
Раздел 1. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от
1
этого защититься
Что такое страхование и для чего оно необходимо
1

3

Что и как можно страховать

1

4

Ролевая игра «Страхование»

1

5

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

1

6

Как определить надёжность страховых компаний

1

7

Как работает страховая компания (экскурсия)

1

8

Учебные мини-проекты «Страхование»

1

9

Обобщение результатов изучения раздела 1 (контроль знаний)

1

10

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и
как человек может от этого защититься»

1

11

Раздел 2. Человек и государство: как они взаимодействуют
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства

1

12

Что такое налоги и почему их надо платить

1

13

Какие бывают налоги

1

14

Учимся считать налоги

1

15

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

1

16

Сравниваем налоги граждан разных стран

1

17

Обобщение результатов изучения раздела 2 (контроль знаний)

1

Итого

17

14

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

7 класс
№
Тема занятия
занятия
Раздел 1. Человек и государство: как они взаимодействуют
1
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от
государства.
2
Как работает налоговая служба.

Количество часов
1
1

3

Учебные мини-проекты «Налоги».

1

4

Что такое социальные пособия и какие они бывают.

1

5

1

6

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального
страхования РФ.
Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».

7

Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

1

8

Учебные мини-проекты «Социальные пособия».

1

9

Обобщение результатов изучения модуля 3.

1

10

Презентация портфолио «Человек и государство: как они
взаимодействуют».

1

Раздел 2. Услуги финансовых организаций
11
Для чего нужны банки.

1

1

12

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

1

13

Какие бывают вклады.

1

14

Что такое кредиты и надо ли их брать.

1

15

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.

1

16

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

1

17

Обобщение результатов Раздел 2.

1

Итого

17

15

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

8 класс
№
занятия

Тема занятия

Количество часов

3
4
5
6

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Деньги: что это такое
Что может происходить с деньгами и как это влияет на
финансы вашей семьи
Какие бывают источники доходов
От чего зависят личные и семейные доходы
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать
Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

7

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

8

Как оптимизировать семейный бюджет

2

9

Обобщение результатов работы, представление проектов,
тестовый контроль
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

1

10

Для чего нужны финансовые организации

1

11

Как увеличить семейные доходы с использованием
финансовых организаций
Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

1

Как осуществлять финансовое планирование на разных
жизненных этапах
Представление проектов

1

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных
заданий, тестовый контроль
Итого

1

1
2

12
13
14
15

1
1
1
1
2
1

1

1

17

16

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

9 класс
№
занятия

Тема занятия

Количество часов
Раздел 1. Риски в мире денег. Особые жизненные ситуации
и как с ними справиться. Финансовые риски
1
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря
1
кормильца
2
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы,
1
природные и техногенные катастрофы. Чем поможет
страхование
3
Какие бывают финансовые риски
1
4
Что такое финансовые пирамиды
1
5
Представление проектов, выполнение тренировочных заданий,
1
тестовый контроль
Раздел 2. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
6
7
8

Что такое банк и чем он может быть полезен
Польза и риски банковских карт
Что такое бизнес

1
1
1

9

Как создать своё дело

1

10

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

11

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

12

Представление проектов, выполнение тренировочных заданий,
тестовый контроль
Раздел 3. Человек и государство: как они взаимодействуют

13

Что такое налоги и зачем их платить

1

14

Какие налоги мы платим

1

15

Что такое пенсия и как сделать её достойной

1

16

Представление проектов

1

17

Итоговый контроль знаний

1

Итого

17

Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности для 5-7 классов
Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ,
проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения
мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных
достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение
образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по
финансовой грамотности.
На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует создать раздел
«Моя финансовая грамотность», в какие существующие разделы портфолио поместить
17

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

материалы, свидетельствующие о различных достижениях в курсе), указывают разделы
портфолио, в которые будут размещены творческие, исследовательские работы, награды и
отзывы.
Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок портфолио.
1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как способу
представления своих достижений. Работа с материалом по темам (с таблицами по
возможным доходам и расходам семьи, со справочниками заработных плат, стоимостей
товаров в регионе и т. д.) и оформление аналитического текста, таблицы, диаграммы, сметы,
решения, проекта и т. д.
2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастерской с целью сравнения
своей работы с работами других учеников, а также улучшения и дополнения её (при
необходимости).
3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой грамотности (текстов,
рисунков, схем и т. д.) в формате выставки.
4. Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата, испытанных
чувств.
5. Итоговый анализ динамики своих достижений в области финансовой грамотности
с помощью материалов портфолио. Это позволит школьнику наглядно и образно осмыслить
свои достижения, понять свой способ изучения курса, провести самооценку и определить
задачи дальнейшего изучения вопросов финансовой грамотности.
Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на
практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования
определённых умений и компетенций.
Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного
характера, в освоении умения применять знания из области финансов для решения
реальных финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями,
таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными
экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно
подобранными примерами.
Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме
в зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума
могут быть организованы следующие ситуации:
• индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач с поиском
информации (статистических данных, нормативных документов и т. д.) на сайтах
финансовых организаций, пенсионного фонда, налоговой службы и др.;
• коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных
«ошибок мышления» при их решении, нахождение способов недопущения ошибок;
• взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности
выполнения процедуры решения частных финансовых задач.
Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из
реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для детей 5—6 класса ситуация
максимально приближена к реальной, но является упрощённой.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на
основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и
с подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного
вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и
оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся находятся на разных этапах
освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один-два
источника, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы, графика
или короткого доклада, основных выводов; либо организация более полного исследования,
которое предполагает работу с разными источниками информации, анализ статистических
18

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

данных, проведение опросов, интервью, оформление списка источников и представление
результатов в виде развёрнутого текста, устного сообщения с презентацией или в виде
доклада.
Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на
освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных)
финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую,
так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются
участникам.
Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие.
В рамках игры учащиеся выполняют следующие действия:
1) выбирают игровые роли — например, членов семьи (мама, папа, бабушка,
дедушка, сын, дочь), продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью;
2) совершают игровые действия (например, обсудить с членами семьи:
а) доходы «семьи» в ситуации, когда кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу
в вузе на платной основе и т. д., возможности получения новых источников доходов;
б) расходы«семьи» в разных ситуациях: предстоящий совместный отдых,
необходимость совершения крупной покупки и т. д.;
в) налоги «семьи»:
подсчитать общую сумму, выплачиваемую семьей, способы контроля за уплатой
налогов, что и каким образом семья получает за счёт выплачиваемых налогов и т. д.);
3) участвуют в групповой работе по игровому заданию, например:
а) изучают источники информации по средним заработным платам, ценам на
различные товары и нормам их потребления, по различным видам и объёмам налоговых
выплат, размерам оплат коммунальных услуг и т. д.;
б) проводят мозговой штурм:какие доходы, расходы, налоги могут быть в условной
семье, уточняют заданную семейную ситуацию;
в) участвуют в межгрупповой дискуссии: выступления от имени «семей» с
представлением результатов групповой работы и ответов на вопросы, оценка работы
«экспертами»);
4) по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли:
«родители» ведут себя как взрослые, ограничивают желания «детей», аргументируют свои
решения; «дети» руководствуются своими желаниями, эмоциями;
5) воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета.
Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя родители
в роли детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова общая цель, какие
ситуации предстоит проиграть.
В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? Что стало личным
образовательным достижением участия в игре? Как можно представить результаты игры в
своём портфолио? Производится самооценка и взаимооценка участия в игре.
Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для
непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом,
страховыми компаниями и банками.
Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова.
1. Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией, определяет
задания: выяснить ответы на вопросы и подготовить краткий, понятный и наглядный отчёт
по своему вопросу.
2. Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет, какой
результат должен быть получен в ходе экскурсии — например, понаблюдать, как работает
финансовая организация, узнать отдельные аспекты её деятельности, найти ответ на свой
вопрос (тему), проанализировать результаты экскурсии и оформить отчёт.
3. Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов, информации по
своему вопросу или заданию.
19

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

4. Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть организована
выставка, проведено специальное занятие. Собранные на экскурсии материалы можно
включить в портфолио или представить их в формате отчёта, сочинения, схем, таблиц и т.
д.
5. Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать, понять во
время экскурсии, чем она оказалась интересна и полезна. Благодаря анализу полученные на
экскурсии сведения включаются в общую систему знаний школьников.
Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий,
интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,
исследовательские и поисковые методы.
Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении
школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в
формировании активной жизненной позиции и ответственности. Учебное проектирование
в курсе — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность
учащихся-партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы деятельности,
которая направлена на достижение общего результата по решению какой-либо
практической проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный мини-проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую
цель и чёткий план действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает:
выбор темы проекта, которая имеет реальную практическую значимость и интересна
участникам проектной группы; обсуждение, каким будет проектный продукт (например,
газета, справочник, полезные советы, инфографика и др.), как его подготовить; подготовка
проектного продукта в группе; публичное представление (защита) подготовленного
проектного продукта.
В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её
результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы,
приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы
над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку школьниками всей проделанной
работы и приобретённого опыта.
Методика оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса являются образовательные
достижения учащихся — качество сформированных образовательных результатов, которые
в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные
достижения.
Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной
программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их
финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.
Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные
характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс
«Финансовая грамотность»:
• личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения
качества личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности
школьников;
• способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций,
приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение
своих знаний и умений, опыт грамотного финансового поведения.
Данные особенности оценивания в системе дополнительного образования, а также
требования ФГОС ООО, которые, в частности, исключают персонифицированную оценку
личностных достижений, обусловливают приоритетное использование при оценивании
результатов освоения программы «Финансовая грамотность» самооценки и портфолио.
Оценка педагогом образовательных достижений учащихся становится инструментом
20

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

определения направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки
и оценки на основе портфолио.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью
учителя) своего продвижения в достижении планируемых результатов и корректировку
своей образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов.
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или
иного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по
выполнению задания, т. е. образовательные результаты.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и
результаты деятельности, обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же
критериям, обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок.
Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой
форму накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную
картину объективного продвижения учащегося в области становления его финансовой
грамотности. В то же время портфолио является и средством формирования у учащихся
объективной самооценки, помогает учиться анализировать собственную работу.
Использование портфолио как средства оценивания образовательных достижений по курсу
осуществляется на основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может
быть дуальной — «зачёт/незачёт» — или выражена в баллах по специально разработанной
шкале.
Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио позволяют не
только зафиксировать и осмыслить значимые изменения личности учащегося, которые
происходят в ходе развития его финансовой грамотности, но и скорректировать процесс
освоения курса. Рефлексию, оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять
не на каждом занятии, а в конце крупного раздела или после появления значимого продукта
и проводить как в малой группе, так и индивидуально.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает
текущую, промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на
каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся
выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на
этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности.
Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических
заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных
выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую
тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения
планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных
проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы,
отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также
сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе
обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную
работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества
сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на
специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии
итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу,
включающую задания разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы
подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебно21

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

исследовательские конференции и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы
складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими
обучающимися и оценки педагога.
Оценивание результатов освоения курса осуществляется на безотметочной основе
согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна
содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в
данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух
уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу
«Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом
уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на
повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся
получит возможность научиться»);
3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности для 8-9
классов
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах: текущего
контроля, промежуточного контроля и итогового контроля знаний.
Текущий контроль знаний осуществляется на занятиях-играх, практикумах и
семинарах. Проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень
активности в поиске информации и отработке практических способов действий в
финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении проблем (задач) и
способов их решения.
Промежуточный контроль знаний проводится по результатам изучения каждого
модуля. Данный вид контроля помогает проверить степень усвоения учебного материала,
овладения предметными и метапредметными умениями и компетенциями по
значительному ряду вопросов, объединённых в одном модуле. Задача промежуточного
контроля — выявить те вопросы, которые учащиеся усвоили слабо (например, не смогли
рассчитать реальный банковский процент).
Итоговый контроль знаний осуществляется по результатам изучения курса. Он
направлен на проверку и оценку реальных достижений учащихся в освоении основ
финансовой грамотности, на выявление степени усвоения системы знаний, овладения
умениями и навыками, полученными в процессе изучения курса.
Итоговый контроль может осуществляться в формате имитационно-ролевой или
деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или
комплекс ситуаций), в которой учащийся сможет применить знания, умения и
компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль проводится также в формате
контрольной работы, включающей различные типы заданий.
Оценка учебных достижений
Оценка учебных достижений учащихся должна быть максимально объективной, что
обеспечивается её критериальностью. Педагог оценивает результаты учебной деятельности
школьников на основе определённых критериев, т. е. правил и признаков, по которым
можно отличить одно явление от другого.
В ходе учебной деятельности подростки будут осуществлять различные виды
деятельности, следовательно, должны быть разные критерии оценки каждого вида
деятельности и её результатов.
Оценка решения практических задач
22

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является
умение решать практические задачи в сфере финансов.
Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения
задачи.
Критерии оценки практической задачи следующие:
• определение (выявление в результате поиска) алгоритма решения практической
задачи;
• оценка альтернатив;
• обоснование итогового выбора.
Ученики заранее (на первом занятии) знакомятся с критериями оценивания и
способами оформления решения практических задач.
Оценка конструктивности работы на семинаре
Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие
рассматриваемых идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается
уровень активности участия обучающегося в обсуждении. Имеется в виду продуктивность
этого участия, т. е. насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько
эффективно ученик находил недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и
предлагал более подходящие варианты.
При этом оценка работы обучающегося будет достаточно субъективной. В данном
формате невозможно представить все количественные измерители, поэтому педагог
должен ориентироваться на качественные характеристики. При оценке работы на семинаре
важно не только исходить из абсолютных результатов, но также следует учитывать
качественный прирост умения, т. е. насколько активнее обучающийся работает на данном
занятии по сравнению с предыдущим.
Так, если ученик не участвует в работе, игнорирует такого рода деятельность, то на
усмотрение педагога он может получить оценку 0 или
1 балл. Однако в некоторых случаях более приемлемо и гуманно не выставлять
никакой отметки (например, ученик испытывает психологический барьер при
выступлении, не освоил умения вступать в коллективное обсуждение проблемы). Активная
и продуктивная работа на семинаре, безусловно, заслуживает отметки «4» или «5».
Оценивать работу на семинаре (пусть и несколько субъективно) необходимо.
Учитель должен помочь обучающемуся сформировать не только внутреннюю, но и
внешнюю мотивацию (для школьников это важно). Хорошая и (или) отличная отметка
стимулирует ученика на более активную работу в будущем.
Оценка предметных знаний и умений
Проверка уровня овладения учащимися предметных знаний и умений может
осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном
случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных
предпочтений.
Оценка устного ответа более субъективна, чем оценка письменного, тем не менее
можно выделить несколько общих принципов оценивания:
• ученик не отвечает на большинство вопросов (более 50%) или даёт неверные
ответы — отметка «2» («неудовлетворительно»);
• ученик правильно отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов
частично — отметка «3» («удовлетворительно»);
• ученик даёт верные ответы на большинство вопросов (более70%) или отвечает
почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок — отметка «4»
(«хорошо»);
• ученик правильно отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных
ошибок — отметка «5» («отлично»).
Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:
• за каждый правильный ответ на тестовый вопрос — 1 балл;
23

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

• за каждую решённую предметную задачу — 2, 3 или 4 балла1;
• за каждую практическую мини-задачу — 3, 4 или 5 баллов;
• за развёрнутый письменный ответ на вопрос — 5, 6, 7 или 8 баллов.
По сумме баллов выставляются отметки за выполнение контрольной работы:
0—50% от максимального количества баллов — «неудовлетворительно»;
51—70% — «удовлетворительно»;
71—90% — «хорошо»;
91—100% — «отлично».
Оценка эссе на экономическую тему
Эссе — это прозаическое свободное рассуждение на какую-либо тему, передающее
индивидуальные суждения, впечатления, соображения автора. В материалах для учащихся
предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания произведения ученик имеет
возможность не только проявить свои творческие способности, но и развить их.
Формирование и развитие навыков и умений осуществляется только в процессе
деятельности. Чем больше обучающийся будет размышлять, формулировать и отражать в
письменной форме своё мнение по поставленной проблеме, тем активнее будет
происходить становление его точки зрения.
Размышления над высказываниями мудрых людей помогают
понять суть предмета, что должно быть высоко оценено. Если учитель задаёт
домашнее задание: «Написать эссе на выбранную тему», а учащийся ничего не написал или
отнёсся к заданию формально (например, перефразировал высказывание), то он получает
неудовлетворительную отметку. При этом отметка «3» может отбить у учащегося желание
писать подобные сочинения.
Выделим критерии, опираясь на которые ученики пишут эссе, а учитель проверяет и
оценивает его.
Критерии оценивания эссе:
• раскрытие смысла высказывания — ученик не просто перефразировал мысль
автора, а, используя понятия и научные знания, объяснил, что автор имел в виду;
• логичность и системность изложения собственных мыслей — под логичностью
понимается установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и
процессами экономической действительности, системность показывает установление
связей между объясняемыми объектами как части и целого;
• уровень теоретических суждений — теоретические суждения должны носить
научный характер; для построения и аргументации своей позиции должно быть
использовано усвоенное на уроках (понятия и знания);
• уровень фактической аргументации — подтверждение позиции ученика по
обсуждаемому вопросу конкретными примерами (из обществознания, истории, географии,
литературы, СМИ и др.).
Учитель в первую очередь оценивает качественный прирост в результатах
творческо-учебной деятельности ученика. Его задача — запустить механизм,
способствующий восприятию действительности не только алгоритмически, но и творчески.
При этом учитель должен отмечать и объяснять достоинства, а также недостатки в
размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно
исказил суть понятия, или использовал совершенно неподходящее знание, или привёл
примеры, не объясняющие данное явление, и др.
Оценка выполнения проекта
Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания,
должна оцениваться только позитивными отметками, для того чтобы стимулировать
учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в проектной работе
максимально соблюдены все заданные критерии и учащийся действительно
самостоятельно выполнил работу, её следует оценить максимально, т. е. на «отлично», при
этом оговорив, разумеется, существенные недостатки. Если работа выполнена не
24

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

полностью, отсутствуют какие-либо значимые элементы, следует поставить отметку
«хорошо» или отправить на доработку.
Критерии оценивания проекта:
• постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта;
• сформированность и реализованность целей и задач проекта;
• разработанность плана по подготовке и реализации проекта;
• качество реализации и представления проекта.
Оценка выполнения исследовательской работы
Все комментарии, приведённые в пункте «Оценка выполнения проекта»,
справедливы и для оценивания исследовательской работы.
Критерии оценивания исследовательской работы:
• постановка исследовательской проблемы;
• формулирование объекта, цели и гипотезы исследования;
• использование адекватных методов исследования;
• использование разнообразных информационных источников;
• адекватность выводов.
Задания для оценивания результатов обучения:
• тематический тест — проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу,
формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа.
Пример тестового задания
К прямым налогам относится:
1) налог на добавленную стоимость;
2) налог на доходы физических лиц;
3) таможенные пошлины;
4) акциз;
• тематические задания — проверяют усвоение предметных знаний и
формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом;
• практические мини-задачи — проверяют овладение умениями и компетенциями в
изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания
практической жизненной ситуации с указанием конкретных обстоятельств, в которых
учащимся необходимо найти решение, используя освоенные знания и умения.

25

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Литература:
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для
учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная
программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы
для родителей. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность:
методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
6. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной
деятельности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
7. Экономика. Основы потребительских знаний: учебник для 9 кл. / под ред. Е.
Кузнецовой, Д. Сорк. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
8. Экономика (Моя роль в обществе): учебное пособие для 8 кл. / под ред. И.А.
Сасовой. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
9. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность:
контрольные измерительные материалы. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
10. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
11. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
12. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
13. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1. http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный
портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
2. https://www.hse.ru/stat.html – Статистический портал Высшей школы экономики.
3. https://www.moex.com – Московская биржа.
4. https://www.ramu.ru – портал «Российская ассоциация маркетинговых услуг».
5. https://www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
6. http://tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.
7. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
8. www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
9. www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок
(ЦЭФИР).
10. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент».
11. www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.
12. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ.
13. www.ereport.ru — сайт «Мировая экономика».
14. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной
службы России.
15. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной
статистики.
16. www.government.ru – сайт Правительства РФ.
17. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».
18. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда.
19. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ.
26

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

20. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства промышленности и торговли РФ.
21. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ.
22. www.nes.ru – сайт «Российская экономическая школа».
23. www.wto.ru – Российский Центр экспертизы ВТО.
24. www.worldbank.org – сайт Всемирного банка.
25. Сайт «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
https://fmc.hse.ru
26. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
27. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru;
28. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota- i-zarplata;
29.
Портал
«Профориентир».
«Мир
профессий»
–
http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
30. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
Средства обучения: компьютер, проектор
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
2. http://www.banki.ru/products/deposits/
3. http://www.sravni.ru/vklady/
4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
5. http://www.ndscalc.ru/

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».