ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00A047186E844012BE0D72D2E2E1FDA2E6 Владелец: Терентьева Надежда Сергеевна Действителен: с 26.08.2024 до 19.11.2025 Рабочая программа элективного курса "Основы анализа художественного текста" Пояснительная записка Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных программ, которые в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов и способностей. Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы. Актуальность программы элективного курса «Основы анализа художественного текста» определяется необходимостью развития аналитических навыков старшеклассника и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что в целом обеспечивает формирование нового качества знания и соответствует современным образовательным тенденциям. Содержание элективного курса «Основы анализа художественного текста», предлагаемого для изучения в 9 классе, направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности. Структурно элективный курс состоит из трех разделов. Первый раздел: «Понятие литературоведческого и стилистического» направлен на систематизацию знаний по теории литературоведческого и стилистического анализа художественного текста. Во втором: «Основные направления анализа прозаического текста» и третьем: «Основные направления анализа поэтического текста» разделах совершенствуются навыки анализа текста. В результате изучения элективного курса обучающиеся должны: знать пути анализа художественного текста; изучить под руководством учителя ряд произведений; овладеть культурой чтения, эмоционального восприятия и оценивания произведений разных жанров; уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению, выступать с сообщением на литературную тему; уметь презентовать свою исследовательскую работу. Цель курса: расширение и углубление знаний обучающихся по анализу художественного текста; развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом. Задачи курса: формировать навыки исследовательской деятельности обучающихся; развивать навыки анализа художественно текста; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа художественного текста. Образовательные результаты программы: умение выбирать необходимый литературоведческий инструментарий для анализа художественного текста; умение самостоятельно формулировать собственное мнение по поставленной проблеме; понимание специфики развития, проблематики и поэтики литературы. Методологической базой данного курса являются: Программа по литературе 5-9 классы под ред. А.Г. Кутузова. – М., Дрофа, 2017; Федеральная рабочая программа по литературе. М. 2024 Формы организации занятий и контроля над знаниями обучающихся Программа предусматривает такие формы организации учебных занятий как семинары и практикумы. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по подготовке презентации результатов собственной исследовательской деятельности. Для анализа прочитанного обучающимися текста предлагается система вопросов, направленных на развитие литературоведческой наблюдательности. Освоение каждой темы заканчивается выполнением задания практикума, связанного с развитием творческих способностей обучающихся. Список произведений, предложенных обучающимся для подготовки к практикуму, носят рекомендательный характер. Разделы завершаются тестом или зачетом, к которому ученик должен представить самостоятельно выполненный анализ художественного текста. Кроме этого, формой контроля являются самостоятельно подготовленные сообщения (рефераты) исследовательского характера по анализу выбранного обучающимся художественного текста к итоговой читательской конференции. В ходе семинара обучающиеся должны продемонстрировать знания и умения анализа прозаического и поэтического текстов. Программа элективного курса «Анализ художественного текста» рассчитана на 17 часов и реализуется за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа рассчитана на удовлетворение запросов конкретных групп обучающихся, которые ориентированы на глубокое погружение в литературоведческий процесс и выбирают литературу для сдачи итоговой аттестации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится: 1) понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; 2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического; 3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы (от древнерусской до современной), анализировать литературные произведения разных жанров, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; анализировать произведение в единстве формы и содержания, определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нём реалии, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля; овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретиколитературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений (художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос (героический, патриотический, гражданский и другие); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, (кульминация, развязка, эпилог, авторское (лирическое) отступление); конфликт, система образов, образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика; диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм); рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения; сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка; сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика). Содержание программы Раздел 1. Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста (1 ч.) 1.1. Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста: сюжет и композиция, пространство и время, структурные мотивы, субъектная организация литературного произведения. 1.2. Сущность стилистического анализа. Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота и др.) и стилистических фигур (анафора, антитеза, градация, параллелизм и др.); звуковых средств художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись); стихосложение (стопы, размер, рифма, строфа). Раздел 2. Основные направления анализа прозаического текста (9 ч.) 2.1. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа А. Грина «Зеленая лампа» и Л.Н. Толстого «Три смерти». Семинар Ю.П. Казаков «Двое в декабре» 2.2. Пространство и время литературного произведения. Причинноследственные связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи NN». Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Вор». Семинар. А.П. Чехов «Устрицы» 2.3. Структурные мотивы художественного произведения. Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон». Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти». Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас». Семинар. А.П. Платонов «Такыр» 2.4. Субъектная организация литературного произведения. А.П. Чехов «Спать хочется». В. Набоков «Нежить». 2.5. Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы». И. Бунин «Красавица». Раздел 3. Основные направления анализа поэтического текста (7 ч.) 3.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец». 3.2. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта. А.С. Кушнер «Поэзия – явление иной…» 3.3. Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмикоинтонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания». Н. Заболоцкий «Прохожий». 3.4. Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак «Зимняя ночь». 3.5. Лексические средства выразительности художественной речи. Е. Баратынский «Весна» 3.6. Стихосложение. Семинар. И. Бунин «Одиночество». Учебно-тематический план Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля Всего Теория Практикум Контроль Раздел 1. Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста 1.1. Сущность литературоведческого 1 анализа прозаического и поэтического текста Итого по разделу 1: 1 Раздел 2. Основные направления анализа прозаического текста. 2.1. Сюжет и композиция как 1 важнейшие структурные принципы организации произведения 2.2. Пространство и время 2 литературного произведения 2.3. Структурные мотивы 3 художественного произведения 2.4. Субъектная организация 2 литературного произведения 2.5. Приемы создания художественного 1 образа человека Итого по разделу 2: 9 Раздел 3. Основные направления анализа поэтического текста 3.1. Особенности жанра, композиции, 1 идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста 3.2. Особенности лирического героя 1 произведения, выраже ние лирического «я» поэта 3.3. Художественно-выразительные 1 средства поэтической речи. Ритм, интонация стихотворения. 3.4. Поэтическая фонетика 1 3.5. Лексические средства 1 выразительности художествен ной речи 3.6. Стихосложение 2 Итого по разделу 3: 7 Итого: 17 Тест 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Зачет 1 1 3 5 1 1 1 1 Семинар 1 1 1 6 1 1 Список литературы Литература для учителя 1. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975 2. Гаспаров, М.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2 о стихах. / М.Л. Гаспаров. – М., 1997. – С. 9 – 20. 3. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии [Текст]: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб. / М.Л. Гаспаров. – азбука, 2001. 4. Каганова, С.Л. Обучение анализу поэтического текста[Текст]: Методическое пособие для учителей-словесников. / С.Л. Каганова. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006. – 112 с. 5. Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения [Текст]: Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978. 6. Манн, Ю.В. Автор и повествование [Текст]: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. / Ю.В. Манн. – М., 1994. 7. Успенский, Б.А. Поэтика и композиции. [Текст]: / Б.А. Успенский. – СПб., 2000 8. Федотов, О.И. Основы русского стихосложения. [Текст]: метрика и ритмика. / О.И. Федотов. – М., 1997 Литература для учащихся 1. Воробьева, Т.Л., Плохотнюк, Т.Г. Введение в литературоведение [Текст]: В –х частях. Учебно-методическое пособие. / Т.Л. Воробьева, Т.Г. Плохотнюк. – Томск: Изд-во НТЛ, 2004. – 204 с. 2. Горшков, А.И. Русская словесность 10-11 классы [Текст]: учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А.И. Горшков. – М., Дрофа, 2003. – 304 с. 3. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения [Текст]: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. завед. / Д.М. Магомедова. – М., «Академия», 2004 – 192 с. 4. Тексты художественной литературы