ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00A047186E844012BE0D72D2E2E1FDA2E6 Владелец: Терентьева Надежда Сергеевна Действителен: с 26.08.2024 до 19.11.2025 Пояснительная записка Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» разработан на основе программы курса для 9 классов. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. — М., Просвещение 2019 г. Элективный курс предназначен для обучающихся 9-х классов и является вариантом обязательного курса по выбору обучающихся. Курс предполагает изучение учебного материала в двух формах: очной и дистанционной. При дистанционном обучении используются специализированные ресурсы, интернет-обучающие платформы: ЯКласс, Учи.ру, РЭШ – в соответствии с целями и задачами реализуемой образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся. Цель курса «Актуальные вопросы обществознания» заключается в подготовке обучающихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни. Курс включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений. Задачами курса являются: 1. формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах; 2. актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания; 3. выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития; 4. повышение общего уровня культуры; 5. формирование умения анализировать позицию автора текста. Данная программа учитывает тот факт, что учащиеся к началу обучения в 9 классе овладевают знаниями, навыками и умениями о праве, экономике и экологии, о гражданстве и гражданских правах, правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, в общественном месте, правилах взаимоотношений между людьми, об уважении к старшим, о составе семьи, родословной, взаимоотношениях с природой, об образцах позитивного поведения. Место предмета в учебном плане. Данный курс в учебном плане школы формируется участниками образовательных отношений. Срок реализации курса – 17 часов. Элективный курс является предметным (по обществознанию) и является дополнительным инструментом в изучении тем и разделов за 9 классы. Элективный курс носит характер предпрофильной подготовки обучающихся. Учебно-методическое обеспечение курса: Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1. Обществознание. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой.— М., Просвещение2020 г. 2. Баранов П.А. Обществознание. 9 класс. М.:АСТ: Астрель, 2020 3. КИМЫ. Обществознание 8 класс. " Автор-составитель А.В. Поздеев. - Москва, «Вако».2020 4. КИМЫ. Обществознание 9 класс. " Автор-составитель А.В. Поздеев. - Москва, «Вако».2020 5. Промежуточная аттестация по обществознанию 6-9 класс. – М, Просвещение, 2020. Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, просмотр и комментирование учебных роликов (видео уроков). Практические работы в рамках курса включают следующие формы: работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; анализ явлений и событий, происходящих в современном мире; решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности. Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля, видео уроки. Прогнозируемый (ожидаемый) результат: к окончанию курс обучения обучающиеся должны: знать - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность общества как формы совместной деятельности людей; - характерные признаки основных сфер жизни общества; - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия; - характерные черты социального объекта, элементы его описания; уметь: - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса; - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка; - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса; - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка; Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. -работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет; -овладение навыками компьютерных технологий; -решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии. Требования к уровню подготовки выпускников. Знать и понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений, закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы, тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов, основные социальные институты и процессы, необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования, особенности социально-гуманитарного познания Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации, решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности, ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции предвидения возможных последствий определенных социальных действий, ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права. Содержание курса 9 класс. 17 часов Раздел, тема Теория Практика Введение Введение. Обществознание как знание и как наука. Различные виды источников. Способы описания и объяснения обществознания Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в федеральном государственном образовательном стандарте по обществознанию. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Личность. Деятельность и потребности. Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу, практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Приемы работы с различными документами. Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками. Общество и человек Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек. Правила написания эссе. Кол-во часов 1 2 Технологии ИКТ ИКТ КСО Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Духовная сфера общества Социальная сфера Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость. Религия. Религиозные организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; искусство. Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы. Образование. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных Практическая работа «Духовная культура личности и общества» 2 ИКТ КСО практикум: «Социальная сфера жизни общества» выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения 2 ИКТ КСО Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Экономика форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Практикум: «Экономика – наука и хозяйство» (задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. 3 ИКТ КСО Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. Политика Право Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национальногосударственное устройство, политические режимы. Гражданское общество и правовое государство. Выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление. Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы. Отрасли права – семейное, трудовое, Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений (задание на обращение к социальным реалиям) 3 ИКТ КСО Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Работа с нормативными документами – задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений – 2 ИКТ КСО Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Итоговое курса РЕЗЕРВ административное, гражданское, уголовное, конституционное. повторение Пробный экзамен в форме ОГЭ, решение варианта КИМ Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач. Эссе. 1 1