Рабочая программа элективного курса Актуальные вопросы обществознания_9 класс

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00A047186E844012BE0D72D2E2E1FDA2E6
Владелец: Терентьева Надежда Сергеевна
Действителен: с 26.08.2024 до 19.11.2025

Пояснительная записка
Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» разработан на основе программы курса для 9 классов. Под ред. Л. Н.
Боголюбова, Н.И. Городецкой. — М., Просвещение 2019 г.
Элективный курс предназначен для обучающихся 9-х классов и является вариантом обязательного курса по выбору обучающихся.
Курс предполагает изучение учебного материала в двух формах: очной и дистанционной. При дистанционном обучении
используются специализированные ресурсы, интернет-обучающие платформы: ЯКласс, Учи.ру, РЭШ – в соответствии с целями и задачами
реализуемой образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся.
Цель курса «Актуальные вопросы обществознания» заключается в подготовке обучающихся к жизни в демократическом правовом
государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его
институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Курс включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается
материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания для самостоятельной
работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений.
Задачами курса являются:
1. формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;
2. актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
3. выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
4. повышение общего уровня культуры;
5. формирование умения анализировать позицию автора текста.
Данная программа учитывает тот факт, что учащиеся к началу обучения в 9 классе овладевают знаниями, навыками и умениями о праве,
экономике и экологии, о гражданстве и гражданских правах, правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на
улице, в школе, в общественном месте, правилах взаимоотношений между людьми, об уважении к старшим, о составе семьи,
родословной, взаимоотношениях с природой, об образцах позитивного поведения.
Место предмета в учебном плане.
Данный курс в учебном плане школы формируется участниками образовательных отношений. Срок реализации курса – 17 часов.
Элективный курс является предметным (по обществознанию) и является дополнительным инструментом в изучении тем и разделов за 9
классы.
Элективный курс носит характер предпрофильной подготовки обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение курса:
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Обществознание. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой.— М.,
Просвещение2020 г.
2. Баранов П.А. Обществознание. 9 класс. М.:АСТ: Астрель, 2020
3. КИМЫ. Обществознание 8 класс. " Автор-составитель А.В. Поздеев. - Москва, «Вако».2020
4. КИМЫ. Обществознание 9 класс. " Автор-составитель А.В. Поздеев. - Москва, «Вако».2020
5. Промежуточная аттестация по обществознанию 6-9 класс. – М, Просвещение, 2020.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии,
эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания
через обсуждение, просмотр и комментирование учебных роликов (видео уроков).
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы
Интернета);

критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации
социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля, видео
уроки.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат: к окончанию курс обучения обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте
обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых
различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при
изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор
необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при
изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор
необходимых позиций из предложенного списка;

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы
жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Знать и понимать

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе
общественных отношений, закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы, тенденции развития общества в
целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов, основные социальные институты и процессы,
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования, особенности
социально-гуманитарного познания
Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в
жизни общества как целостной системы

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека)

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.)
знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней
факты и мнения, аргументы и выводы

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в
социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия
информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации, оценки общественных изменений с точки зрения
демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации, решения практических проблем,
возникающих в социальной деятельности, ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий, ориентации в социальных и гуманитарных науках, их
последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, оценки происходящих событий и поведения
людей с точки зрения морали и права.
Содержание курса 9 класс. 17 часов


Раздел, тема

Теория

Практика

Введение

Введение. Обществознание как знание и
как наука.
Различные виды источников.
Способы описания и объяснения
обществознания
Требования к уровню подготовки
выпускников основной
школы, определенные в федеральном
государственном образовательном
стандарте по обществознанию.
Понятие об обществе как форме
жизнедеятельности людей.
Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни и
их взаимосвязь.
Общественные отношения и их виды.
Социальные изменения и его формы.
Эволюция и революция. Развитие
общества. Движущие силы
общественного развития.
Традиционное, индустриальное,
информационное общества.
Личность. Деятельность и потребности.

Входной контроль, цель: выявление
общего уровня знаний, умений и
навыков по курсу, практикум: выполнять
задания разной сложности по данной
теме, проводить самооценку знаний и
умений. Приемы работы с различными
документами.
Памятка для работы с источниками.
Способы работы с источниками.

Общество и человек

Общество и человек (задание на
обращение к социальным реалиям)
Общество и человек. Правила написания
эссе.

Кол-во
часов
1

2

Технологии
ИКТ

ИКТ
КСО

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Духовная сфера общества

Социальная сфера

Человек и его ближайшее окружение.
Человек в малой группе. Общение. Роли
человека в малой группе. Лидер.
Свобода личности и коллектив.
Межличностные отношения.
Межличностные конфликты, их
конструктивное разрешение. Пути
достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные
вызовы и угрозы. Современные мир и его
проблемы. Глобализация. Причины и
опасность международного терроризма.
Наука в жизни современного общества.
Образование и его значимость. Религия.
Религиозные организации, их роль в
жизни современного общества. Свобода
совести. Мораль. Понятие «культура»;
духовная жизнь общества; искусство, его
виды, место в жизни человека. Наука в
современном обществе; образование и
самообразование; религия, ее роль в
обществе; искусство. Церковь как
общественный институт мораль,
основные ценности и нормы.
Образование.
Социальная структура общества.
Социальные группы и общности.
Социальная роль и социальный статус.
Социальная мобильность. Социальный
конфликт. Пути его разрешения. Значение
конфликтов в развитии общества. Образ
жизни. Социальная значимость здорового
образа жизни. Социальные нормы.
Социальная ответственность.
Отклоняющееся поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных

Практическая работа «Духовная
культура личности и общества»

2

ИКТ
КСО

практикум: «Социальная сфера жизни
общества» выполнять задания разной
сложности по данной теме, проводить
самооценку знаний и умений
Социальные отношения
(задание на обращение к социальным
реалиям) Социальные отношения

2

ИКТ
КСО

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Экономика

форм отклоняющегося поведения. Семья
как малая группа. Этнические группы и
межнациональные отношения.
Отношение к историческому прошлому,
традициям, обычаям народа.
Межнациональные конфликты.
Взаимодействие людей в
многонациональном обществе.
Межнациональные отношения в РФ.
Социальная структура общества.
Социальные группы и общности.
Социальная роль и социальный статус.
Социальная мобильность. Социальный
конфликт. Пути его разрешения. Значение
конфликтов в развитии общества.
Социальные нормы. Социальная
ответственность. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества.
Профилактика негативных форм
отклоняющегося поведения.
Экономика и ее роль в жизни общества.
Ресурсы и потребности. Ограниченность
ресурсов. Альтернативная стоимость
(цена выбора). Экономические основы
защиты прав потребителя.
Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег.
Инфляция. Экономические системы и
собственность. Главные вопросы
экономики. Роль собственности и
государства в экономике. Производство и
труд. Факторы, влияющие на
производительность труда. Заработная
плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные
организационно-правовые формы.

Практикум: «Экономика – наука и
хозяйство»
(задание на обращение к социальным
реалиям), экономика (задание на анализ
двух суждений) - выполнять задания
разной сложности по данной теме,
проводить самооценку знаний и умений.

3

ИКТ
КСО

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Издержки, выручка, прибыль. Малое
предпринимательство и фермерское
хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия
спроса и предложения. Факторы,
влияющие на спрос и предложение.
Формы сбережения граждан (наличная
валюта, банковские вклады, ценные
бумаги). Экономические цели и функции
государства. .Безработица как социальное
явление. Экономические и социальные
последствия безработицы. Налоги,
уплачиваемые гражданами.
Политика

Право

Политика, ее роль в жизни общества;
политическая власть; разделение властей;
государство, формы правления;
суверенитет; национальногосударственное устройство,
политические режимы. Гражданское
общество и правовое государство.
Выборы, референдум; партии и движения;
многопартийность. Конституция –
основной закон государства; основы
конституционного строя РФ; федерация,
ее субъекты; законодательная,
исполнительная и судебная власть в РФ;
институт президентства; местное
самоуправление.
Понятие «право»; отрасли права; права
человека; Всеобщая декларация прав
человека, права ребенка. Гражданское
общество и правовое государство;
преступление; уголовная ответственность;
административный проступок;
правоохранительные органы. Отрасли
права – семейное, трудовое,

Практикум: выполнять задания разной
сложности по данной теме, проводить
самооценку знаний и умений (задание на
обращение к социальным реалиям)

3

ИКТ
КСО

Практикум: выполнять задания разной
сложности по данной теме, проводить
самооценку знаний и умений
Работа с нормативными документами –
задание на обращение к социальным
реалиям, задание на анализ двух
суждений –

2

ИКТ
КСО

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Итоговое
курса
РЕЗЕРВ

административное, гражданское,
уголовное, конституционное.
повторение Пробный экзамен в форме ОГЭ,
решение варианта КИМ

Выполнять задания разной сложности,
знаний и умений - тестовый контроль и
решение ситуативных задач. Эссе.

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».