Дополнительная общеобразовательная программа "Юнармейский отряд "БАРС""

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 26EB1BEB68860D9AE9A52539211DB012
Владелец: Терентьева Надежда Сергеевна
Действителен: с 21.06.2023 до 13.09.2024

ВВЕДЕНИЕ
Россия – одна из миролюбивых стран нашей планеты. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. В
настоящее время, когда в Вооруженных Силах Российской Федерации идет процесс реформирования и перевооружения, армия по-прежнему является гарантом обеспечения военной безопасности страны.
Вооруженные Силы ежегодно пополняются молодежью, которая в короткие сроки
должна овладеть сложными военными специальностями и быстро адаптироваться к условиям
военной службы. Как отмечается в Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 03.02.2010г. №134-р), введение подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не помогло добиться желаемых результатов. При высоком охвате обучающихся образовательных учреждений по основам военной службы (92
процента), качество подготовки крайне низкое.
Реализация Программы для юнармейского отряда «БАРС» способствует формированию положительной установки на военную службу.
ГПЦ «БАРС» был создан в 2009 году на базе МАОУ СОШ №6 г. Карпинск. Одноимённый юнармейский отряд «БАРС» был сформирован на базе ГПЦ «БАРС» в 2015 году
Главной целью ГПЦ «БАРС» является комплексная подготовка допризывной молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил РФ и создание системы воспитания, закладывающей
основы морально-волевой, психологической подготовки и всестороннего физического развития будущих воинов, привлечения юношей и девушек в военно-учебные заведения.
Основными элементами структуры ГПЦ «БАРС» являются учебные взвода на базе каждого класса школы, которые, в свою очередь, объединены в четыре учебные роты: младшее (47 классы), среднее (8-9 классы), старшее (10-11 классы) звенья и отряд «БАРС» состоящий из
подростков 10-11 классов.
Педагогический состав состоит из опытных квалифицированных специалистов, имеющих соответствующее образование и опыт работы в данном направлении.
Учебный процесс строится в соответствии с лицензией на образовательную деятельность, Законами РФ и общевоинскими Уставами РФ.
Полный курс подготовки рассчитан на 6 лет. Программа обучения включает в себя следующие дисциплины: военная тактика, огневая подготовка, физическая подготовка и рукопашный бой, специальная подготовка, топография, оказание первой помощи, инженерная подготовка, защита от оружия массового поражения.
Занятия проводятся в рамках уроков ОБЖ и КБЖ, а так же в свободное от школы время,
3 раза в неделю для отряда «БАРС». ГПЦ «БАРС» располагает необходимой учебной базой и
методическими пособиями. Занятия с подростками проводятся бесплатно.
По форме проведения занятия делятся на лекционные, тактико-строевые, тактические.
Ежегодно учащиеся 10-х классов проходят пятидневные военно-полевые сборы, так же средняя и старшая группы принимают активное участие в городских и иных конкурсах и соревнованиях военно-патриотической направленности.
Своеобразным подведением итогов учебного года будут является работа юнармейского
отряда «БАРС», в который войдут учащиеся 5-11 классов ГПЦ «БАРС» школы №6, а также
подростки из социально-незащищенных семей и подростки, направленные инспекцией по делам несовершеннолетних.
Представленная «Программа» была разработана на основе 10-летнего опыта работы
ГПЦ «БАРС».

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Юнармейский отряд «БАРС» организуется Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой №6 г. Карпинск, при непосредственном руководстве директора школы и проводится на основании Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года №1441 «Об утверждении
Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», положений Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2015-2020 годы». Отряд осуществляет свою деятельность в рамках мероприятий по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе в свете рекомендаций на период до 2020
года (распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010г. №134-р).
При оптимальной организации отряда «БАРС» создаются уникальные возможности
для социализации и развития юношей и девушек.
К основным принципам деятельности данного отряда относятся:
• безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
• личностное развитие и самореализация подростка;
• конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов подростков;
• единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
• обучение тому, что поможет молодому человеку в короткие сроки адаптироваться к
армейской жизни.
Программа отряда «БАРС» предусматривает широкую пропаганду профессии защитника Отечества, профориентацию на военную специальность, активный отдых, оздоровление
и занятость подростков.
Актуальность программы: программа является актуальной, т.к. решает проблемы в
патриотическом воспитании подростков и допризывной подготовки.
Цель программы: военно-патриотическое воспитание молодежи через приобщение
их к героической истории Российского государства, пропаганду службы в Вооруженных Силах, повышение уровня физического развития, формирование чувства ответственности и долга
в ходе погружения в армейскую жизнь.
Задачи программы:
• расширить знания по истории Отечества и Российских Вооруженных сил (далее - ВС);
• способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров
и формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины;
• укрепить здоровье и совершенствовать физическое развитие учащихся в период летнего
отдыха, пропагандировать здоровый образ жизни;
• дать участникам отряда необходимые знания и практические навыки в повседневной
жизни и быте военнослужащих;
• дать понятие о роли воинских уставов в жизни Вооруженных сил РФ;
• ознакомить с боевой техникой и вооружением современной воинской части;
• углубить и практически закрепить знания, умения и навыки, получаемые при изучении
дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы военной службы»;
• дать практику в ведении огня из стрелкового оружия;
• ознакомить с военно-учетными специальностями, обучить начальным тактическим
навыкам;
• пропаганда привлекательности обучения в образовательных учреждениях военнопатриотической направленности.
Программа разработана на 1 учебный год.
Продолжительность: учебного часа - 40 минут.
Режим проведения занятий: Пн, Ср, Пт с 15.00
3

Формы организации деятельности подростков: коллективные, групповые, индивидуальные (одиночная подготовка).
Одиночная подготовка проводится с целью:
• совершенствования индивидуальных навыков каждого в предлагаемых ОСОЛ различных условиях обстановки;
• углубления знаний материальной части вооружения, основ и правил стрельбы из него;
• тренировки действий при вооружении, при пользовании индивидуальными средствами
защиты.
Основой одиночной подготовки обучающихся ЮО «БАРС» является выполнение нормативов по боевой подготовке.
Формы реализации программы: беседа, диспут, викторина, интеллектуальная и военно-спортивная игра и соревнования, экскурсии, практические занятия, тактико-строевые занятия.
Используемые методы реализации программы: убеждение, воздействие, поощрение,
стимулирование.
Организация обучения, учебно-воспитательной деятельности и решение оздоровительной задачи осуществляется посредством четкого выполнения «армейского распорядка» дня с
учетом возрастных особенностей детей, соблюдением оптимального режима физических и
психологических нагрузок, активного и пассивного отдыха и правил личной и общественной
гигиены, правильной организацией питания.
Содержание программы и механизм реализации
деятельности отряда «БАРС»
Деятельность отряда состоит из реализации комплекса учебно-воспитательных, культурно-досуговых и спортивно-массовых (физкультурно-оздоровительных) мероприятий,
направленных на развитие у подростков и молодежи любви к Отечеству и готовности к активному участию в деле его укрепления и защиты.
Учебно-воспитательная программа «БАРС»
Организация и проведение работы отряда, исходя из основных принципов современной
дидактики, включает в себя выявление основополагающих целей процесса обучения и воспитания, его содержание, а также формы и методы обучения и воспитания.
В условиях реализации программы широко используются следующие виды обучения:
объяснительно-иллюстративные и проблемные. К наиболее результативным формам организации познавательного процесса, как показывает практика, относятся групповая и индивидуальная. Основными же формами обучения в отряде является учебная экскурсия, факультативная и встреча с военными профессионалами, участниками боевых действий. Занятия строятся
по принципу максимальной активизации самообучения с направлением обучающихся на
овладение знаниями и умениями, способствуют мыслительной деятельности, вызывает живой
интерес к начальной военной подготовке. Для достижения целей по источникам передачи информации и характеру восприятия этой информации учащимися широко используются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации и методы контроля за эффективностью учебно-познавательного процесса.
В период проведения обучения ребята получают ряд новых знаний, навыков и умений,
не укладывающихся в рамки школьных программ, которые должны способствовать быстрой
адаптации их к службе в Вооруженных Силах РФ и помогать молодежи быстрее и правильнее
определиться в жизни, избежать многих трудностей.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате выполнения программы учащиеся должны:
Знать:
• Героическую историю Российского государства;
• историю создания Вооруженных Сил РФ, их основные традиции;
• назначение и устройство автомата Калашникова;
• порядок подготовки вооружения и правила ведение огня из стрелкового оружия. Ведения огня из АКМ с места;
• боевые и технические характеристики танков;
• основы тактической подготовки;
• приемы и правила выполнения действий солдата в бою;
• права и обязанности военнослужащих;
• нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих;
• гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.
Уметь:
• вести огонь из стрелкового оружия;
• выполнять строевые приемы;
• правильно ориентироваться на местности;
• действовать на поле боя;
• показать свою физическую подготовку и военную выправку.
Иметь представление:
• о возможностях человеческого организма;
• о Вооруженных Силах Российской Федерации;
• о боевых и технических характеристиках боевой техники;
• об основах общевойскового боя;
• об организации и ведении разведки.
Программа состоит из блоков, каждый из которых включает в себя перечень мероприятий направленных на выполнение подготовки юнармейцев по восьми учебным предметам

5

Календарно – тематическое планирование
занятий юнармейского отряда «БАРС»
на 2023-2024 учебный год
Классы: 10-11
Учитель: Светлаков Я.С.
Кол-во часов на год: 175
Всего 175 часов; в неделю 5 часов
№
п/п

1.

2.

Количество часов
Дисциплины подготовки
Общественно-государственная подготовка
Занятие 1. Структура Вооруженных сил Российской
Федерации их состав и задача по защите Родины.
Занятие 2. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность Вооруженных сил России.
Общие положения о воинской обязанности и военной службе. Порядок прохождения службы в Вооруженных Силах РФ. Правовая и социальная защищенность военнослужащих.
Занятие 3. Боевые традиции Российской Армии и
Военно-Морского Флота. Военная присяга, ее значение в жизни, учебе и боевой деятельности войск.
Боевое Знамя воинской части – символ воинской части, доблести, славы. Музей Боевой славы. Боевой
путь воинской части.
Занятие 4. Викторина «РАТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА» (Викторина состоит из тестовых заданий о Великой Отечественной войне: знаменитые полководцы; основные сражения; оружие
пехоты; танки и САУ; артиллерия; самолеты.).
Занятие 5. Вооруженные силы Российской Федерации на страже Родины.
Тактическая подготовка
Занятие 1. Ознакомление с вооружением и боевой
техникой воинской части, их назначение, тактикотехническая характеристика
Занятие 2. Понятие о бое. Характеристика современного боя, его цель. Виды боя. Обязанности солдата в
бою.
Занятие 3. Способы передвижения солдата в бою при
действиях в пешем порядке. Действия по вспышке
ядерного взрыва.
Занятие 4. Способы преодоления инженерных заграждений: минно-взрывных, проволочных, завалов,
траншей и.д.р.
Занятие 5. Выбор и занятие огневой позиции в обороне вне соприкосновения с противником. Оборудование и маскировка окопа для стрельбы лежа.
Занятие 6. Цель разведки. Основные требования,
предъявляемые к разведке. Способы ведения разведки. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности, обнаружение противника доклад об
обнаруженных целях. Определение расстояний до
ориентиров и целей с помощью угловых величин
(формуле тысячной).
Занятие 7. Понятие о действиях разведывательного
6

Всего
8
2

Теория
5
1

1

1

2

2

2

Практика
3
1

2

1

1

27
1

2
1

1

1

25

1

1

3

3

3

3

3

3

3

3

Коррекция

Дата
(нед/месс)

3.

4.

дозора. Засада и ее организация.
Занятие 8. Действия дозорных при осмотре местности и местных предметов, заграждений, мостов и
различных препятствий. Организация разведывательной засады. Действия в засаде при появлении
мелких групп противника и крупных сил. Захват
пленных и документов. Отход после выполнения задачи.
Занятие 9. Организация, вооружение, тактика действий мотопехотных взводов армий основных иностранных государств.
Занятие 10. Устройство и преодоление инженерных
заграждений. Тренировка в установке одиночных
мин и групп мин. Требование безопасности.
Занятие 11. Тактическая игра на местности «ЮНЫЙ
РАЗВЕДЧИК».
Занятие 12. Радиационная, химическая и биологическая защита. Средства индивидуальной защиты и
пользование ими. Правило пользования противогазом. Общевойсковой защитный комплект. Надевание, снимание, укладка и переноска защитного комплекта.
Огневая подготовка
Занятие 1. Требования безопасности при поведении
занятий по огневой подготовки и обращении с оружием и боеприпасами Примеры их нарушения из
практики войск. Ответственность юнармейцев по соблюдению требований безопасности.
Занятие 2. Назначение, боевые свойства и устройство автомата и пистолета, их разборка и сборка. Работа частей и механизмов автомата и пистолета при
заряжании и стрельбе. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и их устранения.
Занятие 3. Назначение, общее устройство и классификация ручных гранат. Осмотр и проверка исправности гранат. Подготовка ручных гранат к броску.
Требования безопасности при обращении с гранатой
Занятие 4. Уход за вооружением. Порядок чистки и
смазки оружия.
Занятие 5. Явление выстрела. Начальная скорость
пули. Траектория и ее элементы. Прямой выстрел.
Влияние внешних условий на полет пули.
Занятие 6. Назначение исходных установок для ведения огня из автомата и пистолета по появляющимся и движущимся целям.
Занятие 7. Выполнение упражнения учебных стрельб
из автомата. Выполнения нормативов по огневой
подготовки. Выполнение упражнения в метании
ручных (учебных) гранат.
Военная топография и ориентирование
Занятие 1. Сущности ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности определение
направлений на стороны горизонта по компасу, признакам местных предметов. Определение своего
местоположения относительно окружающих предметов.
Занятие 2. Ориентирование на местности по азимуту.
Магнитный азимут. Определение азимута на местные предметы. Выдерживание указанного направления движения и расстояния. Обход препятствий.
Занятие 3. Топографические карты, их назначение и
7

2

2

1

1

2

2

4

4

3

3

15
1

4
1

11

5

1

4

1

1

2

2

1

1

1

1

4

13
3

4

3
3

10

5

5

3

3

5.

6.

7.

краткая характеристика. Чтение карты.
Занятие 4. Работа с электронными картами в интернет-приложениях
Военно-медицинская подготовка.
Занятие 1. Понятие о ране, классификация ран. Первая помощь при ранениях. Жгуты, повязки и перевязочные материалы.
Занятие 2. Комплектация укладок тактического медика.
Занятие 3. Понятие о зонах тактической медицины.
Действия в красной, желтой и зеленой зонах
Занятие 4. Правила наложения повязки и перевязочных материалов на раны. Способы транспортировки
раненого с поля боя
Занятие 4. Эвакуация пострадавшего:
лёжа, стоя; приёмом Раутека; вдвоём
Занятие 5. Эвакуация пострадавшего: с подручными
приспособлениями. Использование подручных
средств: жгуты, шины, носилки
Занятие 6. Нарушение дыхательной функции. Сердечно-лёгочная реанимация в условиях «Жёлтой»
зоны».
Занятие 7. Обязанности и действия взводного санитара в наступлении и в обороне
Занятие 8. Тактико-строевое занятие.
Отработка навыков оказания само- и взаимопомощи
Занятие 9.Тактико-строевое занятие.
Отработка навыков эвакуации
Занятие 10. Участие в военно-спортивной игре по
тактической медицине «Северный Урал»
Общевоинские уставы
Занятие 1. Требования безопасности при поведении
занятий. Примеры их нарушения из практики войск.
Ответственность юнармейцев по соблюдению требований безопасности.
Занятие 2. Военнослужащие Вооруженных сил и
взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих.
Занятие 3. Единоначалие. Командиры (начальники) и
подчиненные. Старшие и младшие. Права и обязанности военнослужащих. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения, Воинское приветствие.
Воинская вежливость и поведение военнослужащих.
Ответственность за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.
Занятие 4. Размещение военнослужащих. Внутренний порядок в подразделении. Хранение средств
защиты и предметов личного пользования. Содержание помещений. Распределение времени и повседневный порядок. Распорядок дня.
Занятие 5. История воинской части. Размещение военнослужащих. Классы, комнаты, учебные городки,
спортивная база и солдатская столовая.
Строевая подготовка
Занятие 1. Строевые приемы и движение без оружия.
Занятие 2. Обязанности военнослужащих перед построением и встрою. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться». Повороты на месте.
Занятие 3. Движение строевым шагом. Повороты в
движении.
Занятие 4. Строевой смотр в рамках школьного этапа
8

4

4

49
3

7
1

42
2

3

1

2

6

1

5

4

1

3

10

1

9

5

5

4

1

3

3

1

2

4

4

4

4

3

3

5
1

5
1

1

1

1

1

1

1

1

1

23
4
6

-

-

23
4
6

5

5

3

3

8.

9.

юнармейской игры «Зарница».
Занятие 5. (Строевой смотр в рамках муниципального этапа юнармейской игры «Зарница».
Физическая подготовка
Занятие 1. Разучивание комплекса рукопашного боя
без оружия
Занятие 2. Разучивание комплекса рукопашного боя
с оружием.
Занятие 3. Разучивание приемов обезоруживания
противника при ударе ножом: сверху, снизу и прямо.
Занятие 4. Разучивание приемов: нападение с оружием – удары пехотной лопаткой; защиты с оружием
– отбив пехотной лопатой. Тренировка в выполнении ранее изученных упражнений.
Занятие 5. Сдача норм ГТО
Радиоподготовка
Занятие 1. Способы передачи и приема информации.
Понятие радиосвязи. Способы ведения радиосвязи
Занятие 2. Знакомство с простейшими радиостанциями. Подбор частот и запись каналов для ведения
эфира. Правила передачи информации по радиосвязи
Занятие 3. Способы шифровки и дешифровки информации.
Занятие 4. Передача информации
Итого:

5
18
4

5
-

18
4

4

4

3

3

3

3

4
17
3

5
3

5

1

4

4

1

3

31

5
144

5
175

4
12

Тематическое планирование составил Я.С.Светлаков ___________________________

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮО «БАРС»
Общественно-государственная подготовка (8 часов)
Занятие 1. (2 часа) Структура Вооруженных сил Российской Федерации их состав и задача
по защите Родины.
Занятие 2. (1час) Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность Вооруженных сил России. Общие положения о воинской обязанности и военной службе. Порядок
прохождения службы в Вооруженных Силах РФ. Правовая и социальная защищенность военнослужащих.
Занятие 3. (2 часа) Боевые традиции Российской Армии и Военно-Морского Флота. Военная присяга, ее значение в жизни, учебе и боевой деятельности войск. Боевое Знамя воинской
части – символ воинской части, доблести, славы. Музей Боевой славы. Боевой путь воинской
части.
Занятие 4. (2 час) Викторина «РАТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА» (Викторина состоит из тестовых заданий о Великой Отечественной войне: знаменитые полководцы; основные сражения; оружие пехоты; танки и САУ; артиллерия; самолеты.).
Занятие 5. (1 час) Вооруженные силы Российской Федерации на страже Родины.
Тактическая подготовка (27 часов)
Занятие 1. (1 час) Ознакомление с вооружением и боевой техникой воинской части, их
назначение, тактико-техническая характеристика
9

Занятие 2. (1 час) Понятие о бое. Характеристика современного боя, его цель. Виды боя.
Обязанности солдата в бою.
Занятие 3. (1 час) Способы передвижения солдата в бою при действиях в пешем порядке.
Действия по вспышке ядерного взрыва.
Занятие 4. (3 час) Способы преодоления инженерных заграждений: минно-взрывных, проволочных, завалов, траншей и.д.р.
Занятие 5. (3 час) Выбор и занятие огневой позиции в обороне вне соприкосновения с противником. Оборудование и маскировка окопа для стрельбы лежа.
Занятие 6. (3 час) Цель разведки. Основные требования, предъявляемые к разведке. Способы ведения разведки. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности, обнаружение противника доклад об обнаруженных целях. Определение расстояний до ориентиров и
целей с помощью угловых величин (формуле тысячной).
Занятие 7. (3 час) Понятие о действиях разведывательного дозора. Засада и ее организация.
Занятие 8. (2 часа) Действия дозорных при осмотре местности и местных предметов, заграждений, мостов и различных препятствий. Организация разведывательной засады. Действия в засаде при появлении мелких групп противника и крупных сил. Захват пленных и документов. Отход после выполнения задачи.
Занятие 9. (1 часа) Организация, вооружение, тактика действий мотопехотных взводов армий основных иностранных государств.
Занятие 10. (2 час) Устройство и преодоление инженерных заграждений. Тренировка в
установке одиночных мин и групп мин. Требование безопасности.
Занятие 11. (4 часа) Тактическая игра на местности «ЮНЫЙ РАЗВЕДЧИК».
Занятие 12 (3 часа) Радиационная, химическая и биологическая защита. Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Правило пользования противогазом. Общевойсковой
защитный комплект. Надевание, снимание, укладка и переноска защитного комплекта.

Огневая подготовка (15 часов)
Занятие 1. (1 час) Требования безопасности при поведении занятий по огневой подготовки
и обращении с оружием и боеприпасами. Примеры их нарушения из практики войск. Ответственность юнармейцев по соблюдению требований безопасности.
Занятие 2. (5 часов) Назначение, боевые свойства и устройство автомата и пистолета, их
разборка и сборка. Работа частей и механизмов автомата и пистолета при заряжании и стрельбе. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и их устранения.
Занятие 3. (1 час) Назначение, общее устройство и классификация ручных гранат. Осмотр и
проверка исправности гранат. Подготовка ручных гранат к броску. Требования безопасности
при обращении с гранатой
Занятие 4. (2 часа) Уход за вооружением. Порядок чистки и смазки оружия.
Занятие 5. (1 час) Явление выстрела. Начальная скорость пули. Траектория и ее элементы.
Прямой выстрел. Влияние внешних условий на полет пули.
Занятие 6. (1 час) Назначение исходных установок для ведения огня из автомата и пистолета по появляющимся и движущимся целям.
Занятие 7. (4 часа) Выполнение упражнения учебных стрельб из автомата. Выполнения
нормативов по огневой подготовки. Выполнение упражнения в метании ручных (учебных)
гранат.
Военная топография (13 часов)

10

Занятие 1. (3 часа) Сущности ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности определение направлений на стороны горизонта по компасу, признакам местных
предметов. Определение своего местоположения относительно окружающих предметов.
Занятие 2. (5 часа) Ориентирование на местности по азимуту. Магнитный азимут. Определение азимута на местные предметы. Выдерживание указанного направления движения и расстояния. Обход препятствий.
Занятие 3. (3 часа) Топографические карты, их назначение и краткая характеристика. Чтение карты.
Занятие 4. (4 часа) Работа с электронными картами в интернет-приложениях.
Военно-медицинская подготовка (49 часов)
Занятие 1. (3 часа) Понятие о ране, классификация ран. Первая помощь при ранениях.
Жгуты, повязки и перевязочные материалы.
Занятие 2. (3 часа) Комплектация укладок тактического медика.
Занятие 3. (6 часов) Понятие о зонах тактической медицины. Действия в красной, желтой и зеленой зонах.
Занятие 4. (4 часа) Правила наложения повязки и перевязочных материалов на раны.
Способы транспортировки раненого с поля боя
Занятие 4. (10 часов) Эвакуация пострадавшего: лёжа, стоя; приёмом Раутека; вдвоём
Занятие 5. (5 часов) Эвакуация пострадавшего: с подручными приспособлениями. Использование подручных средств: жгуты, шины, носилки.
Занятие 6. (4 часа) Нарушение дыхательной функции. Сердечно-лёгочная реанимация в
условиях «Жёлтой» зоны».
Занятие 7. (3 часа) Обязанности и действия взводного санитара в наступлении и в обороне.
Занятие 8. (4 часа) Тактико-строевое занятие. Отработка навыков оказания само- и взаимопомощи.
Занятие 9. (4 часа) Тактико-строевое занятие. Отработка навыков эвакуации
Занятие 10. (3 часа) Участие в военно-спортивной игре по тактической медицине «Северный Урал».
Общевоинские уставы (5 часов)
Занятие 1. (1 час) Требования безопасности при поведении занятий. Примеры их нарушения из практики войск. Ответственность юнармейцев по соблюдению требований безопасности.
Занятие 2. ( 1 час) Военнослужащие Вооруженных сил и взаимоотношения между ними.
Размещение военнослужащих.
Занятие 3. (1 час) Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и
младшие. Права и обязанности военнослужащих. Приказ (приказание), порядок его отдачи и
выполнения, Воинское приветствие. Воинская вежливость и поведение военнослужащих. Ответственность за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.
Занятие 4. (1 час) Размещение военнослужащих. Внутренний порядок в подразделении.
Хранение средств защиты и предметов личного пользования. Содержание помещений. Распределение времени и повседневный порядок. Распорядок дня.
Занятие 5. (1 час) История воинской части. Размещение военнослужащих. Классы, комнаты, учебные городки, спортивная база и солдатская столовая.
Строевая подготовка (23 часов)
Занятие 1. (4 час) Строевые приемы и движение без оружия.
11

Занятие 2. (6 часов) Обязанности военнослужащих перед построением и встрою. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться». Повороты на месте.
Занятие 3. (5 часа) Движение строевым шагом. Повороты в движении.
Занятие 4. (3 часа) Строевой смотр в рамках школьного этапа юнармейской игры «Зарница».
Занятие 5. (5 часов) Строевой смотр в рамках муниципального этапа юнармейской игры
«Зарница».
Физическая подготовка (18 часов)
Занятие 1. (4 часа) Разучивание комплекса рукопашного боя без оружия
Занятие 2. (4 часа) Разучивание комплекса рукопашного боя с оружием.
Занятие 3. (3 часа) Разучивание приемов обезоруживания противника при ударе ножом: сверху, снизу и прямо.
Занятие 4. (3 часа) Разучивание приемов: нападение с оружием – удары пехотной лопаткой; защиты с оружием – отбив пехотной лопатой. Тренировка в выполнении ранее изученных упражнений.
Занятие 5. (4 часа) Сдача норм ГТО.
Радиоподготовка (17 часов)
Занятие 1. (3 часа) Способы передачи и приема информации. Понятие радиосвязи. Способы ведения радиосвязи.
Занятие 2. (5 часов) Знакомство с простейшими радиостанциями. Подбор частот и запись каналов для ведения эфира. Правила передачи информации по радиосвязи.
Занятие 3. (4 часа) Способы шифровки и дешифровки информации.
Занятие 4. (5 часов) Передача информации.

12

Ресурсное обеспечение реализации программы
Участники программы, сроки и место проведения.
Для участия в работе отряда привлекаются обучающиеся (ученицы) 5-9 классов школы
№6. Особое внимание при наборе и формировании отряда уделяется детям, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации, которые могут составлять значительную или даже большую
часть от общего количества участников.
Кадровое обеспечение.
К работе с отрядом привлекаются: руководитель ГПЦ «БАРС», учитель ОБЖ, учитель
физической культуры и руководители туристского клуба «Алькор».
Для руководства работой отряда создается педагогический совет, в который входит директор, его заместители, командиры рот и командиры взводов. Педагогический совет рассматривает вопросы содержания и организации работы отряда, жалобы и предложения участников
отряда по поводу проведения мероприятий.
Взаимоотношения между участниками отряда, руководящим и инструкторским составом
на время работы отряда строятся на основе общевоинских уставов Вооруженных сил России.
Материально-техническое обеспечение.
Для организации работы отряда привлекается материальная база школы №6: кабинет
ОБЖ, спортивный зал, спортивный городок и полоса препятствий, ТИР, строевой плац, тактические поля, столовая, стрелковое оружие ТИРа «Рубин», учебное оружие: макеты автомата
Калашникова, пневматические винтовки, гранаты и мины, средства защиты от СДЯВ, оборудование и класс туристского клуба «Алькор», мультимедийное оборудование (5 ноутбуков,
проектор и 2 проекционных экрана, информационный стенды, мультимедийные программы и
т.д).
Ожидаемый результат и способы оценки
При оптимальной организации работы отряда «БАРС» в ходе выполнения программы создаются уникальные возможности для социализации и развития обучающихся.
В результате реализации программы ожидается:
- повышение степени готовности к призыву на военную службу в процессе проведения
военно-профессиональной ориентации учащихся в ходе выполнения программы, укрепление
веры в собственные возможности и силы, повышение уровня самооценки, общей культуры и
общения со сверстниками, уважение к старшим;
- радикальное изменение отношений детей в лучшую сторону к Российским Вооруженным Силам, чему способствует сама организация и построение работы в отряде, которые
включают в себя широкий спектр проводимых воинских ритуалов: торжественные построения, вручение и вынос флага отряда «БАРС», прохождение торжественным маршем, торжественные подведение итогов. Все это влияет на создание благоприятной почвы для стабильной работы по формированию морально-психологических качеств будущих защитников Родины. Оценка результативности складывается из отзывов, полученных результатов обсчета
анкет участников отряда «БАРС»;
-расширение знаний по истории Отечества и Российских Вооруженных сил и получение
новых знаний, навыков и умений, не укладывающихся в рамки школьных программ. Оценка
качества усвоения программы определяется степенью усвоения восьми ее блоков в ходе проверки знаний при удовлетворительном поведении.
-укрепление здоровья и совершенствование физического развития учащихся, пропаганда
здорового образа жизни.
Результативность выполнения этой задачи определяется в ходе принятия зачетов, спортивных нормативов и учета активности ребят в спортивно-массовых мероприятиях в процессе
всего периода учебного года и сдачи норм ГТО.
По результатам выполнения поставленных задач перед участниками отряда «БАРС» и
отзывам обучающихся, будет определена результативность и эффективность работы отряда.
13

Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками);
2. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе";
3. Уставы вооруженных сил РФ;
4. Аронов А.А. Воспитывать патриотов. – М. Просвещение, 1989.2;
5. Алгазин Д.А. Воспитание юных патриотов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.;
6. Бачевский В.И., Наумов С.В. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи: Учебно-методическое пособие.- Н.Новгород, 1999.;
7. Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних
граждан: Учебное пособие.- М: Военные знания, 2001.;
8. Вырщиков А.Н. Психолого-педагогические основы формирования готовности к защите Родины: Материал в помощь лекторам.- Волгоград, 1985.;
9. Кулаченко М.П. Учебник для вожатого-Ростов н/Д: Феникс,2008.;
10. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый-старт в профессию .-М., 2002
Дополнительная литература
№

Наименование

Издательство

1

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в
последней редакции)
Семейный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 10 июня 2010 года
Уголовный кодекс Российской Федерации
Правила пожарной безопасности в РФ
Отечество: гражданское и патриотическое воспитание: 5-11 классы
Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11
классы
Программы для кружков по изучению основ военного
дела
Пожарная безопасность и меры по ее обеспечению
Основы безопасности жизнедеятельности. Третий
раздел. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Первая часть
Основы безопасности жизнедеятельности. Третий
раздел. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Часть вторая
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс.
Методическое пособие
Основы безопасности жизнедеятельности. Программы
для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы.
Гражданская оборона
Военная топография
Учебное пособие для подготовки санитарных дружинниц
Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся
IX – X (XI) классов по начальной военной подготовке

2
3
4
5
6
7
8
9

10

11
12
13
14
15
16

14

«ТЦ Сфера»

Год издания
2013

Кол
- во
1

«Эксмо»

2010

1

«Эксмо»
«Эксмо»
«ВАКО»

2010
2010
2009

1
1
1

«ВАКО»

2009

1

«ДОСААФ»

1986

1

г.Екатеринбург
г.Самара

2006
1994

1
1

г. Самара

1994

1

«Дрофа»

2000

1

«Дрофа»

2006

1

«Просвещение»
г. Москва
«Медицина»

1991
1959
1981

1
1
1

«Просвещение»

1974

1

DVD - носители и usb - флеш-накопители
№
1

4

наименование
ОБЖ – библиотека электронных наглядных пособий 511 классы
Сборник видеофильмов по ГО, пожарной безопасности,
ЧС и НВП
Экономическая и социальная география мира – учебное
электронное издание
Видеофильм «Стратегия независимости»

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Видеофильм «Стратегические невидимки»
Видеофильм «По ту сторону войны»
Видеофильм «Диктаторы»
Видеофильм «Человек»
Видеофильм «Оказание первой мед.помощи
Оружие победы
Оружие России
Броня России
Танки
Крылья России
Авиация СССР
Отечественное стрелковое оружие
Оружие нового поколения
Великая война
Выживание в автономных условиях
Строительство укрытий при выживании в лесу
Защита от ядерного оружия
Чрезвычайные ситуации
Гражданская оборона
Пожарная безопасность
Сборник фильмов по ЗОЖ

2
3

15

Издательство
Кирилл и Мефодий

1
1

Кирилл и Мефодий

1

НП «Центр содействия ВДВ»
Мин. обороны РФ
РТР
1 Канал
ВВС
Крылья России
РТР
Крылья России
ВВС
Крылья России

1

Крылья России
ОАО "ИЖМАШ"
1 Канал
ВестелВидео
ВестелВидео
ВестелВидео
МЧС России
МЧС России
МЧС России

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».