Положение об использовании государственной символики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

Рассмотрено
Педагогическим советом
Протокол от 20.06.2022 № 6

Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ № 6
Н.С.Терентьева
Приказ от 20.06.2022 № 158
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 44E1C563E36F6C228E89DD15F371C79C
Владелец: Терентьева Надежда Сергеевна
Действителен: с 23.03.2022 до 16.06.2023

ПОЛОЖЕНИЕ
Об использовании государственных символов Российской Федерации
в МАОУ СОШ № 6
1.
Общие положения
1.1. Положение регламентирует порядок использования государственных символов Российской Федерации в МАОУ СОШ № 6.
1.2. Основой для разработки данного Положения являются Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. (статья 70); Указ Президента Российской Федерации от
2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
перечень поручений Президенета Российской Федерации от 30.09.2021 г. № Пр-1845;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 г. № СК295/06; методические рекомендации «Об использовании государственных символов»
1.3. Государственные символы - консолидирующая основа формирования общероссийской гражданской идентичности для подрастающего поколения, является неотъемлемой составной частью образовательного процесса, включается в изучение на всех
уровнях образования при реализации основных и дополнительных образовательных
программ, программ воспитания.
1.4. Государственные символы РФ, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, отличительные знаки государства, олицетворяющие его национальный суверенитет и самобытность: государственные
флаг, герб и гимн Российской Федерации
2.
Порядок использования государственных символов Российской Федерации
2.1. Государственный флаг Российской Федерации
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное
полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней синего и нижней - красного цвета.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на флагштоке перед
центральным входом в образовательную организацию (далее – школу) как в период
образовательного процесса, так и в период летней оздоровительной кампании.
Использование Государственного флага Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государствен-

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

ным флагом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В МАОУ СОШ № 6 поднятие (спуск) Государственного флага Российской Федерации реализуется еженедельно. Поднятие осуществляется в начале учебной недели, спуск в конце учебной недели.
В период летней оздоровительной кампании поднятие (спуск) Государственного
флага Российской Федерации осуществляется еженедельно.
Поднятие флага осуществляется в дни единых действий, посвященных государственным праздникам Российской Федерации и особо значимым датам, спуск - по
окончании дней единых действий и др.
Государственный флаг Российской Федерации также может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых школой (линейки, пятиминутки,
собрания, акции, флешмобы и др.).
Поднятие Государственного флага Российской Федерации сопровождается исполнением Государственного гимна Российской Федерации (краткой или полной версии).
Поднятие (спуск) Государственного флага Российской Федерации в школе и лагере с
дневным пребыванием поручается лучшим обучающимся, добившимся выдающихся
результатов в учебной, научной, спортивной, творческой и иной деятельности, а также
педагогическим работникам образовательной организации, сотрудникам лагеря с дневным пребыванием и в исключительных случаях - родителям (законным представителям)
обучающихся и воспитанников.
В дни траура в верхней части древка Государственного флага Российской Федерации крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. Государственный флаг Российской Федерации, поднятый на флагштоке, приспускается до половины
высоты флагштока.
2.2. Государственный герб Российской Федерации
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл
увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединёнными
лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным
копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2.3.Государственный гимн Российской Федерации
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкальнопоэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным
конституционным законом.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

Государственный гимн Российской Федерации исполняется в школе в хоровом вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко - и
видеозаписи, а также средства теле - и радиотрансляции.
Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
Государственный гимн Российской Федерации исполняется:
•
во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний;
•
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и муниципальным праздникам;
•
в школе - перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года, а также во время проводимых школой торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных, а также финальных этапов мероприятий (линейки, пятиминутки,
собрания, акции, флешмобы, открытие/закрытие мероприятий и др.), в том числе посвященных государственным и муниципальным праздникам;
•
в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием - в рамках церемоний открытия и закрытия, в дни единых действий, посвященных государственным
праздникам Российской Федерации и особо значимым датам.
При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины и мальчики - без головных уборов.
В случае если исполнение Государственного гимна Российской Федерации сопровождается поднятием Государственного флага Российской Федерации, присутствующие
поворачиваются к нему лицом.
В школе рекомендуется еженедельное исполнение Государственного гимна Российской Федерации (краткой или полной его версии), в том числе при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных, а также финальных этапов
мероприятий, образовательной организации (линейки, пятиминутки, собрания, акции,
флешмобы, открытие/закрытие мероприятий и др.).
Исполнение и использование Государственного гимна Российской Федерации с
нарушением Федерального конституционного закона "О государственном гимне Российской Федерации", а также надругательство над Государственным гимном Российской
Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.
Государственные символы как ценностные ориентиры в обучении и воспитании обучающихся в школе, а также при организации отдыха в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием
3.1. Использование государственных символов отвечает приоритетным задачам воспитания духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

Изучение и использование государственных символов Российской Федерации имеет
важное значение в воспитании подрастающего поколения, в формировании у детей и
молодежи чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому и культурному наследию, традициям многонационального народа России.
Государственные символы должны восприниматься обучающимися как ценность,
иметь личностное значение для восприятия собственной принадлежности к государству и
обществу.
При изучении государственных символов Российской Федерации важно учитывать
особенности современных детей и молодежи, социальный и психологический контекст их
развития, формировать предпосылки для консолидации усилий образовательной организации, организации отдыха детей и их оздоровления, семьи, общества и государства,
направленных на воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
В школе не реже 1 раза в год проводятся уроки (учебные занятия) по изучению государственных символов Российской Федерации, в том числе на уроках истории, обществознания, права, окружающего мира (на уровне начальной школы).
3.2. Воспитание обучающихся является неотъемлемой частью образования. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ в
МАОУ СОШ № 6 осуществляется на основе включаемых в образовательную программу
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
В центре рабочей программы воспитания - создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения. Этому способствует
формирование у обучающихся системных знаний о различных аспектах исторического
развития России, в содержание которых рекомендуется включать знания о государственных символах Российской Федерации. Программа воспитания призвана обеспечить
формирование у обучающихся основ российской идентичности.
3.3. Изучение государственных символов Российской Федерации осуществляется
в рамках календарного плана воспитательной работы школы, особое внимание уделяется
празднованию следующих государственных праздников:
12 июня - "День России";
22 августа - день Государственного флага Российской Федерации;
30 ноября - день Государственного герба Российской Федерации;
12 декабря - "День Конституции"
Традиционно в отмечаются такие праздничные даты, как:
1 сентября - День знаний;
4 ноября - День народного единства;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
12 апреля - День космонавтики;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы
Традиционно в период лагерной смены отмечаются такие праздничные даты, как:
1 июня - День защиты детей;

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

6 июня - День русского языка;
12 июня - День России;
22 июня - День памяти и скорби;
В дни празднования указанных государственных праздников и при проведении торжественных мероприятий, в том числе финальных этапов, а также в рамках летней
оздоровительной кампании исполняется Государственный гимн Российской Федерации
(краткой или полной его версии); осуществляется поднятие Государственного флага
Российской Федерации.
4.
Изучение государственных символов Российской Федерации в школе
При изучении государственных символов Российской Федерации, включенных в содержание общего образования, необходимо основываться на преемственности содержания дошкольного, начального, основного, среднего общего образования.
Реализация Примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования (одобрены решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. N 1/22) предусматривает достижение личностных результатов, которые воплощают традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы
поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни во
взаимодействии с другими людьми при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части гражданского и патриотического
воспитания.
Включение тематических разделов или компонентов по изучению государственных
символов Российской Федерации возможно в различные предметные области, учебные
предметы, в курсы внеурочной деятельности при реализации основных образовательных
программ, в дополнительные общеобразовательные программы.
В общеобразовательных организациях изучение государственной символики России
является частью воспитания обучающихся, осуществляется в рамках всех предметных
областей основных образовательных программ, внеурочной деятельности, рабочей
программы воспитания по каждому уровню образования: начального общего, основного
общего, среднего общего образования.
Содержание образования направлено на формирование и становление российской
гражданской идентичности обучающихся последовательно и преемственно в предметных
областях и учебных предметах: литературное чтение, русский язык и литература; родной
язык и литературное чтение на родном языке; общественно-научные предметы история,
обществознание; основы религиозных культур и светской этики, основы духовнонравственной культуры народов России; музыка и изобразительное искусство.
Изучение государственных символов в рамках освоения предметов социальногуманитарного цикла общего образования должно быть направлено на формирование
готовности обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части гражданского воспита-

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

ния, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического
воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознание ценности
научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды. По направлению гражданского
воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; по направлению патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Образовательный процесс в единстве обучения и воспитания закономерно подводит
каждого обучающегося к признанию ценности и уважению к гербу, флагу, гимну России
как государственным символам огромной страны, Родины.
Существенное значение имеет обсуждение со школьниками на всех уровнях общего
образования тематики о государственных символах России, истории их развития.
Установка и ориентация на ценности уважения государственных символов, знакомство на
классных часах с правилами использования в школе, обществе, специально или в контексте рассмотрения различных вопросов воспитания и обучения, соблюдения российского
закона, в частности, ответственности за нарушения в использовании, порчу государственных символов России, будет способствовать формированию нравственных качеств и
гражданской идентичности обучающихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».