Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Терентьева Надежда Сергеевна Подписано цифровой подписью: Терентьева Надежда Сергеевна Дата: 2021.11.23 09:55:59 +05'00' Утверждаю: Директор МАОУ СОШ №6 Н.С. Терентьева Приказ от 12.07.2021 № 206 УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2021-2022 учебный год МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №6 Приложение к основной образовательной программе Карпинск 2021 Описание учебного плана муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 на 2021-2022 учебный год Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности. Учебный план МАОУ СОШ №6 (далее учебный план) является основным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся при 6-ти дневной неделе обучения, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. 1. Нормативно-правовые основания составления учебного плана. Учебный план разработан в соответствии с нормативно - правовыми документами: 1. Конституция Российской Федерации; 2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями по состоянию на 31.12.2015 г.; 4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего» (с изменениями и дополнениями). 5. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями); 6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 7. Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ СанПин 2.4.2.2821-10», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 № 189 с изменениями на 18.12.2015 г.; 8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования актуальная версия с сайта fgosreestr.ru); 9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и НИИ гигиены и охраны здоровья компьютеров и подростков РАМ от 28.03.2002 №199/13 10. Устав МАОУ СОШ №6; 11. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №6; 12. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №6 (ФК ГОС); 2. Особенности учебного плана, порядок и условия реализации учебного плана. Учебный план учреждения обеспечивает: 1) равные возможности для всех несовершеннолетних граждан в получении качественного образования; 2) единство образовательного пространства; 3) защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; 4) преемственность образовательных программ на разных уровнях общего образования; 5) социальную защищённость обучающихся; 6) социальную и профессиональную защищённость педагогических работников; 7) основы для расчёта нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования. Учебный план в соответствии с ФГОС состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Организация образовательной деятельности в школе №6 по образовательным программам основана на системно–деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах, отражает принципы организации педагогического процесса: гуманизация образования, приоритет и суверенитет личности, свобода выбора формы образования, открытость социокультурного пространства. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии. Обоснованность выбора курсов части, формируемой участниками образовательных отношений, предметов регионального (национальнорегионального) и компонента образовательного учреждения определяется: 1. Типовым Положением об образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196; 2. Лицензией на право ведения образовательной деятельности; 3. Тенденциями модернизации и развития Российского образования; 4. Интересами и потребностями обучающихся и их родителей; 6. Ресурсами МАОУ СОШ №6, тенденциями развития образовательной организации. 3. Начальное общее образование 3.1. Нормативный срок освоения ООП начального общего образования составляет 4 года (1 – 4 класс). Общая трудоемкость учебного плана начального общего составляет 3039, максимум 3345 часов за 4 года обучения. В МАОУ СОШ №6 обучение обучающихся на первом уровне образования осуществляется по программе четырехлетней начальной школы. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований: − учебные занятия проводятся только по 5-дневной неделе, в первую смену; − используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (сентябрь-октябрь — по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май — по 4 урока по 40 минут каждый); − динамическая перемена 40 минут; − обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; − продолжительность учебного года в 1 классе — 33 учебные недели; − продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. В соответствии с п. 10.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 продолжительность урока для 2- 4 классов составляет 40 минут. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2-3 классах - 1,5 часа, в 4 классе - 2 часа. 3.2. Общая трудоемкость учебного плана уровня начального общего образования Трудоемкость учебного плана начального общего образования Таблица 1 1 класс год 693 неделя 21 2 класс год 805 неделя 23 3 класс год 805 неделя 23 4 класс год 840 неделя 24 Трудоемкость изучения предметов учебного плана начального общего образования определена в соответствии с используемыми программами (учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО в Организационном разделе ООП НОО): Русский язык – 552 часа за период освоения ООП НОО; Литературное чтение – 414 часов за период освоения ООП НОО; Родной язык - 138 часов за период освоения ООП НОО; Литературное чтение на родном языке – 138 часов за период освоения ООП НОО;Иностранный язык (английский, немецкий) – 210 часов за период освоения ООП НОО; Математика – 552 часа за период освоения ООП НОО; Окружающий мир – 276 часов за период освоения ООП НОО; Основы религиозных культур и светской этики – 35 часа за период освоенияООП НОО; Музыка – 138 часов за период освоения ООП НОО; Изобразительное искусство – 138 часов за период освоения ООП НОО; Технология – 138 часов за период освоения ООП НОО; Физическая культура – 414 часов за период освоения ООП НОО. 3.3. Характеристика содержания образовательной деятельности обучающихся: Особенности распределения перечня курсов, дисциплин (модулей), практик и иных видов деятельности по классам (годам обучения) С 1 сентября 2014 года все классы начальной школы обучаются по ФГОС.Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностныйхарактер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Системаобразования отказывается от традиционного представления результатов обучения ввиде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией через учебный план и дополнительное образование. Формирование ИКТ компетентности обучающихся происходит в ходе использования информационных технологий на различных предметных уроках, во внеурочной и проектной деятельности. Количество часов, отведенное на изучение обязательных в начальной школе учебных предметов, соответствует установленным нормам. Изучение русского языка направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма). Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»представлена учебными предметами: «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке». «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» реализуется за счет часов из обязательной части учебного плана расширяя учебный материал вопросами региональной и краеведческой направленностей, с целью обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русскогоязыка как родного и литературного чтения на родном языке в соответствии с ФГОС НОО. В результате изучения иностранного языка при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретутначальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Иностранный язык изучается со 2 по 4 класс. Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся. Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности. Изучение предметов эстетического цикла направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» формируют практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительноеискусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Учебный предмет «Физическая культура» имеет большое значение для физического развития и сохранения здоровья обучающихся. Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности. В оздоровительных целях в ОО созданы условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении: - учебный предмет «Физическая культура» (3 ч. в неделю в 1-4 классах) - физкультминутки на уроках; - динамическая пауза; - прогулки, подвижные игры на переменах; - дни здоровья; - внеклассные спортивные занятия и соревнования; - самостоятельные занятия детей физической культурой. В 4 классах ведется курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ). Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок,доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уровне начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования. Особенности содержания форм организации образовательной деятельности при реализации школьного компонента Учебный план является механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования, состоит из двух частей – основной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана составляет 80% от объёма ООП НОО, часть, формируемая участниками образовательных отношений – 20%. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена следующими видами учебной деятельности: практики, проекты, факультативы из перечня, предоставляемого образовательной организацией. Обязательная часть учебного плана реализуется средствами УМК «Школа России». Образовательные системы реализуют федеральный компонент содержания образования и охватывают все образовательные области и учебные предметы, включая иностранный язык (английский, немецкий), представляя собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметах концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации в МАОУ СОШ №6 4. Особенности учебного плана, порядок и условия реализации учебного плана ООО Учебный план уровня основного общего образования предусматривает: - 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов; - организацию образовательной деятельности, регламентируемую календарным учебным графиком. Продолжительность 2021-2022 учебного года для обучающихся 5-9 классов составляет 35 учебных недель. Учебный год делится на 4 четверти. Режим работы МАОУ СОШ №6 – 6-ти дневная учебная неделя; минимально допустимая недельная нагрузка соответствует требованиям СанПиНа: Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 6-дневной неделе 5 32/5 6 33/5 7 35/6 8 36/5 9 36/5 Объем домашних заданий по всем предметам (в астрономических часах): в 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 классах - до 3,5 ч. 4.1. Цель, формы, периодичность промежуточной аттестации обучающихся определены Положением о промежуточной аттестации в МАОУ СОШ №6. Итоговая аттестация в 9-классах регламентирована Порядком проведения итоговой аттестации /ОГЭ/, которой предшествует итоговое устное собеседование. 4.2. Характеристика учебного плана. Основное общее образование 5-9 классы в соответствии с ФГОС ООО В 5-9 классах реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план позволяет реализовать основное содержание учебных предметов при получении основного общего образования в полном объёме. Для реализации ФГОС ООО был выбран примерный недельный учебный план основного общего образования для 5,6,7,8,9 классов – вариант №2. Программа учебных предметов «Русский язык», «Литература» на уровне основного общего образования строится на основе Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 637-р и представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях. Предметная область «Русский язык и литература» Русский язык Русский язык – родной язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций. В 5 классах на изучение русского языка отводится 158 часов в год, в 6 классах – 192,5 часа в год, в 7 классах – 122,5 часа в год, в 8 классах –87,5 часа в год; в 9 классе - 88 часов в год. Литература Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о содержании, смыслах и языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления. Через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры. Стратегическая цель изучения литературы в школе – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. В 5 классах на изучение литературы отводится 88 часов в год, в 6 классах – 87,5 часа в год, в 7 классах – 52,5 часа в год, в 8 классах –52,5 часа в год, в 9 классе – 88 часов в год. Предметная область «Родной язык и родная литература» Родной язык (русский) Русский язык – родной язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение родного языка (русский) направлено на: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. В 5,6,7,8,9 классах на изучение родного языка (русский) отводится 17 часов в год в первом полугодии. Родная литература (русская) Изучение родной литературы направлено на: 3) осознание значимости чтения и изучения родной литературы на русском языке для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы на русском языке как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. В 5,6,7,8, 9 классах на изучение родной литературы на русском языке отводится 17 часов в год во втором полугодии. Предметная область «Иностранные языки» Иностранный язык. Второй иностранный язык Освоение предмета «Иностранный язык» в основной школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования. Освоение учебного предмета «Иностранный язык» направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения. На уровне основного общего образования на изучение иностранного языка (английского/немецкого) в 5, 6, 7, 8, 9 классах отводится 3 часа в неделю (105 часов в год). Предметная область «Математика и информатика» Математика. Алгебра. Геометрия Математическое образование не только как система знаний, но и как система мышления формирует ряд качеств личности, необходимых выпускнику основной школы для продолжения образования. На изучение математики в 5 и 6 классах отводится 5 часов в неделю (175 часов в год). На изучение алгебры в 7,8,9 классах отводится 3 часа в неделю (105 часов в год). На изучение геометрии в 7,8,9 классах отводится 2 часа в неделю (70 часов в год). Информатика Изучение информатики на уровне основного общего образования вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя формированию целостного мировоззрения за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.); воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ. На изучение основ информатики /на уровне школьного компонента/ отводится 1 час в неделю, в 7, 8, 9 классах отводится 1 час в неделю (35 часов в год). Предметная область «Общественно – научные предметы» История России. Всеобщая история Программа учебного предмета «История России. Всеобщая история» на уровне основного общего образования строится на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта в целях повышения качества школьного исторического образования, воспитания гражданственности и патриотизма, формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся, формирования единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. В 5, 6, 7, 8 классах на изучение «Истории России. Всеобщей истории» отводится 2 часа в неделю (70 часов в год в каждом классе), в 9 классе – 3 часа в неделю (105 часов в год в каждом классе). Обществознание, включая экономику и право Изучение учебного предмета «Обществознание» формирует у обучающихся научное мировоззрение, способствует освоению общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоению практического применения научных знаний, основанных на межпредметных связях. В 6, 7, 8, 9 классах на изучение предмета «Обществознание (включая экономику и право)» в соответствии с ФГОС отводится 1 час в неделю (35 часов в год в каждом классе). География Важной задачей освоения учебного предмета «География» является развитие у обучающихся навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. География синтезирует элементы общественно-научного и естественно-научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание предмета включает изучение особенностей Уральского региона. В 5 и 6 классах на изучение географии отводится 1 час в неделю (35 часов в год); в 7, 8, 9 классах – 2 часа в неделю (70 часов в год). Предметная область «Естественно – научные предметы» Биология Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. В 5,6,7 классах на изучение биологии отводится 1 час в неделю (35 часов в год в каждом классе). В 8,9 классах – 2 часа в неделю (70 часов в год). Физика Освоение учебного предмета «Физика» обеспечивает ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в области естественнонаучных исследований и экспериментов, проведения инструментальных измерений. Изучение физики направлено на освоение учащимися общих законов и закономерностей природных явлений, развитие представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, формирование научной картины мира – важного ресурса научно-технического прогресса. В 7,8 классах на изучение физики отводится 2 часа в неделю (70 часов в год), в 9 классе – 3 часа в неделю (105 часов в год). Химия Освоение учебного предмета «Химия» обеспечивает ознакомление обучающихся со свойствами веществ и их строением, с химическими закономерностями, реакциями, соединениями. Учебный предмет «Химия» направлен на развитие у обучающихся ценностного отношения к природе, умения оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ, грамотного обращения с веществами в повседневной жизни. Обучающиеся овладеют свойствами твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; составлять формулы соединений, приводить примеры реакций, приготовлением растворов с определённой массовой долей растворённого вещества. В 8,9 классах химия изучается на общеобразовательном уровне – 2 часа в неделю (70 часов в год). Предметная область «Искусство» Музыка Цель реализации программы учебного предмета «Музыка» – воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры обучающихся на основе специфических методов эстетического познания (восприятие искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса), развитие творческих способностей школьника в процессе формирования его музыкальной культуры как неотъемлемой части всей его духовной культуры. В 5, 6, 7 и 8 классах на изучение музыки отводится 1 час в неделю (35 часов в год в каждом классе). Изобразительное искусство Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. В 5, 6, 7 и 8 классах на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю (35 часов в год в каждом классе). Предметная область «Технология» Технология Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Предмет «Технология» является базой, на которой формируется проектное мышление обучающихся. В 5, 6, 7 классах на изучение технологии отводится 2 часа в неделю (70 часов в год), в 8 классах 1 час в неделю (35 часов в год). Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» Физическая культура Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни. Освоение учебного предмета «Физическая культура» направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности. В 5,6,7,8,9 классах на освоение программы по физической культуре отводится 3 часа в неделю (105 часов в год в каждом классе). Основы безопасности жизнедеятельности Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В 8,9 классах на изучение данного курса отводится 1 час в неделю (35 часов в год). С целью пропедевтики в 5,6,7 классах введен курс «Культура безопасности жизнедеятельности» в части, формируемой участниками образовательных отношений, – 1 час в неделю (35 часов в год). Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования реализуется за счет включения в рабочие программы учебных предметов, курсов тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в том числе за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. На уровне основного общего образования в 5,7 классах по 0,5 часа в неделю (17 часов в год) в рамках учебного курса «Урал. Человек. Истоки». Элективные курсы, предлагаемые образовательной организацией, проводятся как в классе, так и в группе на параллель по желанию обучающихся. Содержание курсов представлено в рабочих программах. В части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, предусмотрено необходимое количество часов на деление классов на группы при изучении отдельных предметов: иностранный язык, основы информатики, информатика и ИКТ, технология. 5. Особенности учебного плана, порядок и условия реализации учебного плана СОО Учебный план учреждения обеспечивает: 1) равные возможности для всех несовершеннолетних граждан в получении качественного образования; 2) единство образовательного пространства; 3) защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; 4) преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования; 5) социальную защищённость обучающихся; 6) социальную и профессиональную защищённость педагогических работников; 7) основы для расчёта нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования. Учебный план на уровне среднего общего образования ориентирован на реализацию основной образовательной программы СОО и достижение запланированных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС СОО. МАОУ СОШ №6 обеспечивает реализацию учебных планов двух профилей обучения: естественно-научного и универсального. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся в организациях профессионального образования. Учебный план каждого профиля состоит их двух частей: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в себя курсы по выбору для реализации профильного уровня образования, элективные учебные курсы. Обоснованность выбора курсов части, формируемой участниками образовательных отношений/ предметов регионального (национальнорегионального) и компонента образовательного учреждения определяется: 1. Типовым Положением об образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196; 2. Лицензией на право ведения образовательной деятельности; 3. Тенденциями модернизации и развития Российского образования; 4. Интересами и потребностями обучающихся и их родителей; 6. Ресурсами МАОУ СОШ №6, тенденциями развития образовательной организации. В соответствии с требованиями ФГОС СОО МАОУ СОШ №6 предоставляет старшеклассникам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы на базовом или углубленном уровне в рамках естественнонаучного и универсального профилей. В индивидуальных учебных планах предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью приобретения навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, развития способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно - творческой, иной). Организация образовательной деятельности в школе №6 по образовательным программам основана на системно–деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах, отражает принципы организации педагогического процесса: гуманизация образования, приоритет и суверенитет личности, свобода выбора формы образования, открытость социокультурного пространства. Обучение в 10-11 классах предусматривает организацию активных форм творческой, самостоятельной деятельности обучающихся, выполнение ими работ исследовательского характера. Учебные программы имеют логическое продолжение в программах внеурочной деятельности и дополнительного образования. При реализации образовательных программ как на базовом, так и на профильном уровнях используются различные образовательные технологии. Учебный план предусматривает 2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования на основе сочетания базовых и профильных предметов для 10-11 классов. Организация образовательной деятельности регламентируется календарным учебным графиком. Продолжительность 2021-2022 учебного года для обучающихся 10 классов составляет 35 учебных недель, 11 классов – 34 учебные недели. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» (с изменениями) проводятся учебные сборы с обучающимися 10 классов в конце учебного года (май или июнь). Продолжительность учебных сборов составляет 5 дней (40 учебных часов). Режим работы МАОУ СОШ №6 – 6-ти дневная учебная неделя; максимально допустимая недельная нагрузка соответствует требованиям СанПиНа для 10-11 классов – 37 часов. Учебные занятия начинаются в 8 часов 15 минут, обучение проводится в одну смену. Учебный год делится на 2 полугодия. Итоговая аттестация в 11 классах регламентирована Порядком проведения итоговой аттестации /ЕГЭ/, которой предшествует итоговое сочинение. Формы и сроки промежуточной аттестации обучающихся определяются Положением о промежуточной аттестации МАОУ СОШ №6. 5.1. Характеристика учебного плана. Среднее общее образование (10-11 классы) Среднее общее образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации третьего уровня школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Учебные планы естественно-научного и универсального профилей содержат учебные предметы, обязательные для изучения в соответствии с федеральным стандартом: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История», «Физическая культура», «ОБЖ». В рамках естественно-научного профиля предполагается изучение на углубленном уровне трех учебных предметов: «Математика», «Химия», «Биология». Учебный план универсального профиля включает два учебных предмета по выбору обучающихся, изучаемых на углубленном или базовом уровне: «Физика», «Обществознание». Индивидуальный проект выполняется обучающимися, независимо от выбранного профиля, может быть завершен в 10 классе в рамках учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Введение курсов части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (элективных курсов), позволяет: • создать условия для дифференциации содержания обучения, построения индивидуальных образовательных программ; • обеспечить углубление и расширение содержания отдельных учебных предметов; • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации; • обеспечить преемственность между начальным, основным и средним уровнями образования; • формировать навыки поиска и работы с различными информационными источниками; развивать познавательную самостоятельность и активность обучающихся; ответственность за результаты собственной деятельности; • выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении учебно-исследовательской и проектной деятельности. В школе №6 приоритетность часов, отводимых на элективные курсы, имеет следующую очередность: 1) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополнительный учебный предмет становится в полной мере углубленным, т.е. содержание элективного курса обеспечивает углубление предмета; 2) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, соответствующих профилю, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных дисциплин на профильном уровне, расширяя представление о профильных предметах или обеспечивая дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуального образовательного маршрута. Содержание программ и планируемых результатов обучения на базовом и профильном уровнях представлены в рабочих программах, разработанных учителями-предметниками, ведущими данные предметы в 10-11 классах. Учебный план НОО на 2021-2022 учебный год (1-4 класс, пятидневная неделя) (ФГОС НОО) Всего год неделя год неделя год год неделя I Учебные предметы неделя Предметные области Количество часов (по классам) II III IV Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранныйязык Математика и информатика Обществознание иестествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическаякультура Русский язык Литературное чтение 4 3 132 99 4 3 140 105 4 3 140 105 4 3 140 105 552 414 Родной язык(русский) Литературное чтение на родном языке (русском) Иностранный яз. (англ.) 1 1 33 33 1 1 1 35 35 1 1 35 35 138 138 - - 1 2 35 35 70 2 70 2 70 210 4 132 4 140 4 140 4 140 552 Окрvжающий мир Основы религиозныхкультур и светской этики Музыка Изобразительное искусство 2 66 2 70 2 70 2 70 276 1 1 33 33 1 1 35 35 1 1 35 35 1 1 1 35 35 35 35 138 138 Технология 1 33 1 35 1 35 1 35 138 Физическая культура 3 99 3 105 3 105 3 105 414 805 24 805 24 Математика Итого 21 693 23 805 23 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Итого Всего часов на уровне НОО 21 693 23 805 23 840 3143 840 3143 - Учебный план на 2021-2022 учебный год. Уровень основного общего образования (ФГОС ООО) 5г Русский язык и литература Русский язык 4,5 4,5 4,5 4,5 Литература 2,5 2,5 2,5 Родной язык и родная литература Родной язык /русский Родная литера тура/русская Иностранный язык Математика 0,5 0,5 0,5 3 (3) 5 Иностранный язык Математика и информатика Общественно -научные предметы Естественно научные предметы Искусство 7а 7б 7в 7г 8а 8б 8в 8г 16,5 3,5 3,5 3,5 3,5 14 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 7,5 2 2 2 2 8 2 2 2 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 3 (3) 5 3 (3) 5 3 (3) 5 9 3 (3) 3 (3) 3 (3) 3 (3) 12 3 (3) Алгебра 3 3 3 3 12 Геометрия 2 2 2 2 Информатика 1 1 1 История России Всеобщая история Обществознание География 6а 6б 6в 18 5,5 5,5 5,5 2,5 10 2,5 2,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 2 3 (3) 5 3 (3) 5 3 (3) 5 12 20 15 9а 9б 9в 9г 10 2,5 2,5 2,5 2,5 10 2 8 3 3 3 3 12 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 2 3 (3) 3 (3) 3 12 3 (3) 3 (3) 3 (3) 3 (3) 12 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12 8 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 всего 5в всего 5б всего 5а всего Учебные предметы всего Предметные области 1 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 2 2 2 2 8 1 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 3 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 3 3 3 3 12 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 1 1 1 1 4 Физика Химия Биология 1 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 1 1 4 2 2 2 2 8 Музыка 1 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 5г 6а 6б 6в 1 1 1 1 Технология Изобразительное искусство Технология 2 (2) 2 (2) 2 (2) 7а 7б 7в 7г 4 1 1 1 2 (2) 8 2 (2) 2 (2) 8а 8б 8в 8г 3 1 1 1 1 2 (2) 6 2 (2) 2 (2) 2 (2) 9а 9б 9в 9г 4 1 1 1 1 4 2 (2) 8 1 (1) 1 1 (1) 1 1 (1) 1 1 4 1 4 1 1 1 1 4 всего 5в всего 5б всего 5а всего Учебные предметы всего Предметные области Физическая культура и основы безопасности жизнедеятель -ности ОБЖ Физическая культура 3 3 3 3 12 3 3 3 9 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12 Итого - 571 27 27 27 27 29 29 29 87 30 30 30 30 32 32 32 32 32 32 5 5 4 4 4 5 0,5 5 0,5 5 0,5 5 0,5 4 0,5 4 0,5 4 0,5 4 0,5 12 8 32 5 12 0 32 5 10 8 2 4 0,5 4 0,5 4 0,5 4 0,5 12 8 1 1 1 0,5 1 1 1 0,5 1 1 1 0,5 1 1 1 0,5 1 1 0,5 1 1 0,5 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 2 Родная литература /русская ОДНК КБЖ Основы ИКТ Основы финансовой Грамотности Речь и культура общения Теория и практика изложения Решение математическ их задач ЗОЖ Актуальные вопросы 0,5 0,5 0,5 0,5 4 4 4 2 2 3 3 1,5 1 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 2 2 0,5 0,5 2 1 истории и обществознан ия Трудные вопросы ГИА по информатике Актуальные вопросы биологии Физический эксперимент Робототехника Моделирование верхней одежды ОФП/общая физическая подготовка/ Социокультурные практики: школьное ТВ Правила БДД Секреты домашнего мастерства Максимально допустимая недельная нагрузка 5г 6а 6б 6в 7а 7б 7в 7г 8а 8б 8в 8г 9а 0,5 1 1 0,5 1 1 1 2 0,5 0,5 32 32 32 32 1 1 0,5 33 33 33 2,5 35 9в 9г 0,5 0,5 35 1 1 35 35 2 0,5 36 0,5 0, 5 1 1, 5 0,5 1 0,5 0,5 36 36 1 0,5 36 36 36 36 36 1 1 0,5 1 1 0,5 9б всего 5в всего 5б всего 5а всего Учебные предметы всего Предметные области 1 Учебный план на 2021-2022 учебный год. Уровень среднего общего образования /ФГОС СОО/ Предметная область Русский язык и литература Родной язык и родная литература Математика и информатика Иностранные языки Естественные науки Общественные науки Физическая культура, экология и Учебный предмет 10а универсальный профиль 10б естественнонаучный профиль количество уровень часов 11а универсальный профиль 11б универсальный профиль уровень количество часов 1 Б 1 Б 1 Б Б Б 3 0,5 Б - 3 - Б - 3 - 6 Б 4 Б 4 У 6 Б 1(1) Б 1 Иностранный язык Б 3 (3) Б 3 Б Б 1(1) 3 (3) Б Б 1 3 Химия Биология Физика Астрономия История Обществознание Экономика Право География Б Б Б Б Б Б У У - 1 1 2 1 2 2 2 2 - У У У Б Б Б Б 5 3 5 1 2 2 1 Б Б У Б Б Б У У Б 1 1 5 1 2 2 2 2 1 У У Б Б Б Б Б 5 3 2 1 2 2 1 Физическая культура Б 3 Б 3 Б 3 Б 3 уровень количество часов Русский язык Б 1 Б Литература Родной язык Родная литература Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия Информатика Б Б Б 3 0,5 У уровень количество часов основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности Индивидуальный проект Курсы по выбору Элективные курсы Основы финансовой грамотности Родной язык (В) Родная литература Решение экономических задач Сочинение по обществознанию Актуальные вопросы информатики (программирование) Практическое черчение Всего часов Б 1 Б 1 Б 1 Б 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - 1 37 37 0,5 0,5 37 0,5 37